Как российская либеральная общественность относится к войне в Донбассе
Люди творческие, начитанные и образованные, к чьему мнению предпочитают прислушиваться массы, не всегда озвучивают тезисы, которые имеют отношение к реальности. Да, их речи могут звучать убедительно и даже кому-то покажутся умными, но в действительности они могут оказаться лишь политической позицией, далёкой от истины.
Либеральные высказывания о войне в Донбассе
В данном случае я говорю о конкретном человеке. О писателе, которого открыл для себя не так давно, но чей слог мне понравился своими оборотами, образами, эпитетами и прочими филологическими изысками. Дмитрий Глуховский известен публике как автор трилогии «Метро», но мне он понравился коротким рассказом «Сера» и романом «Текст».
Ещё до его интервью российскому журналисту Юрию Дудю я знал о политической ориентации Глуховского, поэтому особо не удивился услышанному, хотя одно высказывание не оставило равнодушным по Донбассу.
Ожидаемо, представитель либеральной творческой тусовки оскалился на бывшего представителя своей стаи — Захара Прилепина. Глуховский перестал общаться, как он сам заявил, со своим другом из-за того, что тот «поехал стрелять по украинским сёлам». Не буду выступать адвокатом дьявола и обелять Прилепина. Скорее, хочется в очередной раз поговорить о том, как либералы, говоря вслух и рассуждая на такую важную и животрепещущую тему, как гражданский конфликт в Донбассе, снова и снова доказывают свою некомпетентность в вещах, о которых без стеснения смеют озвучивать свои умозаключения, далёкие от действительности.
Сформированные истины
Очевидно, что проблема не в Прилепине. Не в конкретном человеке, а в целом в отношении творческой тусовки к собственному государству. Для них бывший представитель их сообщества, поступивший в русле провластной повестки — предатель. А таких тут же исключают из всех элитарных кружков и ставят клеймо, забывая о том, что хвалённая демократия даёт права выбора всем и вся.
В высказывании Глуховского «поехал стрелять по украинским сёлам» кроется отношение российского интеллигенции к донбасскому конфликту. Там, на светских тусовках, где люди с красивыми лицами, в модных луках с Instagram-аккаунта с миллионами подписчиков уже давным-давно сформировали своё отношение к происходящему в Народных Республиках. С высоты пентхаусов в Москва-сити им видится, как озлобленная Российская Федерация вторглась на территорию демократической Украины. Какие цели? Причины? Да неважно. Всё, что делает российское правительство — априори неправильно. И если кто-то из тусовки вдруг осознает, что в данном конкретном случае Москва выступает защитником, а не агрессором, то он тут же станет изгоем, а значит — выпадет из обоймы.
И это осознают в тусовке. Поэтому предпочитают не высовываться. Даже те артисты, которые всё-таки приезжают в Донецк с концертами, предпочитают не говорить на политические темы. С журналистами общаются неохотно и ограничиваются исключительно общими фразами. А те, кто всё-таки имеет смелость выразить поддержку народу Донбасса в борьбе за самоопределение, сразу становятся неугодными и сразу же маргинализируются в глазах людей с красивыми лицами.
Забытые люди из Петровского
Под впечатлением от интервью Глуховского Дудю я проходит по осеннему Донецку. Мне вспомнились люди, с которыми мне удалось повидаться в уничтоженном войной посёлке Петровское, в котором год назад проходило отведение сил и средств для того, чтобы Зеленский мог исполнить своё обещание — провести переговоры с Путиным в Нормандском формате. Я уже давно свыкся со статусом «ненужного свидетеля». Такой термин я впервые встретил в книге испанского писателя и бывшего военного фотографа Артуро Переса-Реверте, который точно описал душевное состояние людей, живущих долгое время в зоне боевых действий.
«Когда войны затягиваются, разлагая людские души, журналисты вызывают все меньше и меньше симпатии».
И действительно, мало энтузиазма у людей «красной зоны» можно встретить, когда к ним подходят репортёры узнать подробности очередного обстрела. Больше в очевидцах вооруженного конфликта нет надежды на то, что журналисты способны остановить кровопролитие. Подобное бывает только в голливудских блокбастерах. Правда, авторы фильмов забывают рассказать о политических баталиях, которые в итоге и могут остановить боевые действия, а не какой-то кадр, сделанный фотокорреспондентом даже самого именитого издания.
Поэтому, когда мы группой журналистов шли по истерзанному войной посёлку, я не ждал, что местные жители выбегут навстречу нам, чтобы рассказать о своей жизни в посёлке, к которому приковано внимание мировой общественности из-за того, что бывший комик решил сыграть роль миротворца. На удивление пожилые жители села Петровское были общительны, рассказывали о том, как к ним в огороды прилетают снаряды с украинской территории, а также боялись, что с позиций вывели военнослужащих НМ ДНР. За шесть лет войны все уже давным-давно выучили тактику украинских военных — пользоваться договорённостями для того, чтобы занимать территории без боя. Жители Петровского боялись, что история повторится. Что и случилось – когда все уже пережевали тему отвода вооружений, под информационный шум ВСУ зашли на свои позиции.
Уже тогда, стоя в посёлке в окружении местных жителей, я знал, что об этих людях забудут на следующий день, когда тема отвода сил и средств утратит свою актуальность. Вопрос саммита Нормандской четверки был решён, а значит — самое время придать забвению точки разведения на линии соприкосновения сторон. О жителях Петровского вновь забыли, они оказались там же, где и были до всей информационной шумихи осени 2019 года — один на один с войной.
Интересно будет узнать Глуховскому о судьбах этих людей? Как они продолжают жить под свист пуль украинских снайперов? Как они сбиваются в коммуны, помогают перебраться соседям в пустые дома, которые находятся чуть дальше от линии фронта? Будет ему интересно узнать о действиях украинских властей, которые лишили пенсий этих стариков? Хотелось бы писателю узнать о том, что рукопожатный Зеленский в действительности является типичным политиком, который готов поддерживать градус конфликта в угоду Западу? Сомневаюсь. А ведь это всего лишь один посёлок. Подобных сотни в Донбассе. Но и на этот случай есть удобная отговорка о «распятом мальчике», к которой прибегают каждый раз российские либералы и украинские патриоты, когда всплывают неудобные факты о ВСУ и официальном Киеве. Умеют же прозападные товарищи разрушать аргументы своим высмеиванием.
Мнение Глуховского касательно войны в Донбассе уже сформировано. Новые факты будут лишними. Люди, которые пытаются указать на военные преступления ВСУ, тут же получают титул «пропагандиста», а те, кто поехал поддержать каким-то образом страдающий народ — звание «коллаборанта». Если данная информация и будет услышана, то в бедах жителей Донбасса обвинят их самих и Российскую Федерацию, но ни в коем случае не рукопожатных украинских политиков, ведь в Киеве так комфортно и уютно, а ещё там вкусно кормят и люди значительно лучше выглядят, чем «маргиналы» из шахт.
Учитель война
И, вроде, стоило бы ударить кулаком по столу, психануть и бросить читать Глуховского. Но внутри уже давно нет этой категоричности. Шесть лет войны в Донбассе научили отделять искусство от личности автора, поэтому вполне нормально воспринимаются украинские песни, которые продолжают петь в Донецке, несмотря на то, что автор этих песен поддерживает украинскую армию.
Удивительно, как война может стать учителем — привить терпимость, которой не имеют люди, привыкшие называть себя интеллектуалами, либералами и сторонниками всего хорошего против всего плохого.
Денис Григорюк