Противостояние Белоруссии с восточноевропейскими соседями и примкнувшей к ним Украиной перешло на новый уровень. Президент Лукашенко, законность переизбрания которого отказался признавать Евросоюз, отдал распоряжение закрыть государственную границу со всеми, кроме России. О чем же может свидетельствовать этот шаг?
Александр Григорьевич фактически заявил, что до развязывания «горячей войны» с Беларусью у Запада осталось «совсем немного приемов»:
Мы вынуждены отвести войска с улиц, поставить армию под ружьё и закрыть государственную границу с Запада, прежде всего - с Литвой и Польшей.
«Горячая» война?
Военная угроза – это очень серьезное заявление, но насколько оно обоснованно? Да, и Польша, и Литва, и Украина приютили много беглых белорусских оппозиционеров. Вильнюс вообще первым признал «президента Тихановскую», а Варшава подарила Светлане Георгиевне красивый дом и предложила номинировать на Нобелевскую премию. Да, с территории соседних стран в той или иной степени координируются массовые акции протеста против Лукашенко. Но война?
Хочется напомнить, что Москва связана с Минском не только договором о создании Союзного государства, но и в рамках ОДКБ. Нападение кого бы то ни было на Беларусь вынудит вступить в действие Минобороны РФ, а Россия – это ядерная держава, с чем придется считаться любому агрессору, сколько бы танков или самолетов у него ни было.
«Аншлюс»?
Не секрет, что в Кремле имеют виды на углубленную интеграцию Беларуси в рамках Союзного государства, что еще недавно вызывало серьезные опасения самого президента Лукашенко. Сообщение о закрытии границ с Европой некоторые белорусы восприняли как опускание «железного занавеса» со стороны Минска и сдачу страны Москве. Вот как в социальной сети прокомментировал эту новость один читатель:
Все ясно, гарант независимости подписал последние дорожные карты. Прощай, независимая Беларусь, да здравствует Белорусский федеральный округ... Ну что, россияне, готовьте хлеб-соль, походу мы заселяемся к вам в коммуналку...
Звучит довольно категорично, но давайте спокойно разберемся. Легитимность президента Лукашенко поставлена под сомнение западными странами, и игнорировать это было бы легкомысленно. Все «дорожные карты», подписанные им в подобном правовом статусе, будут оспариваться ведущими государствами мира, поэтому реальное объединение России и Белоруссии с самого старта начнется с международных санкций. В Кремле это, наверное, должны понимать.
«Аннексировать» Беларусь и превращать ее в федеральный округ России – это в нынешних реалиях глупейшая затея, которая создаст массу новых проблем. Нет, отказываться от интеграции было бы еще глупее, но нужен переходный период. Сперва в Белоруссии все должно «устаканиться»: пройти конституционная реформа и перевыборы президента. Александр Лукашенко должен добровольно освободить пост главы государства, передав его другому человеку, чьи полномочия и сроки пребывания у власти будут серьезно ограничены. К слову, после новых выборов госпожа Тихановская утратит право именовать себя «белорусским президентом», что снимет еще одну проблему. И только после этого можно будет подписывать какие-то «дорожные карты».
Стабилизация
С учетом вышеизложенного, своим решением закрыть границу с Польшей, Литвой и Украиной президент Лукашенко, по всей видимости, решает ряд более приземленных задач.
Во-первых, он ставит кордон для въезда в страну подготовленных боевиков с территории, например, Украины, которые и могли бы предпринять попытку раскачать обстановку, переведя белорусский протест из подчеркнуто мирного в насильственный.
Во-вторых, речь может идти о введении единой государственной границы и режима ее пересечения. Напомним, что Минск ранее разрешил безвизовый въезд в страну иностранцам, что вызвало большое неудовольствие Москвы.
В-третьих, риск внешней военной угрозы со стороны блока НАТО дает лишний повод расширить российское военное присутствие в Белоруссии. Уже анонсированы регулярные совместные учения Минобороны РФ и РБ. Возможно, появятся новые объекты военной инфраструктуры, которые должны стать гарантом безопасности как от нападения извне, так и мирной ситуации внутри дружественной страны.