Желание Украины вернуть себе полный контроль над всеми территориями Донецкой и Луганской областей, а также Крымом, является естественным и понятным. Как понятной является и единственная возможность такого возвращения в бескровном формате — «соревнование витрин». У кого витрина окажется более богатой, блестящей и безопасной — к тому и потянутся регионы и их население.
Но мониторинг наших медиа убеждает, что украинской власти население не особо-то и нужно. А может быть не нужен даже экономический потенциал. В конце августа по социальным сетям прогремело интервью генерал-майора Сергея Кривоноса, первого заместителя командующего Силами специальных операций ВС Украины и заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины телепрограмме «Все по беспределу».
На вопрос «Как будет выглядеть Донбасс в случае НАШЕЙ победы?» генерал ответил — по образцу денацифицированной Германии: «Политические ограничения касательно политической деятельности, также касательно занятия административных должностей. Это зависит от уровня вины перед Украиной. Плюс к этому все, кто виновен перед Украиной, должны сидеть в лагерях и тюрьмах» (с 31-й минуты).
И никакого восстановления промышленности.
Не особо образованный генерал не знает, что американцы после войны, наоборот, именно ВОССТАНОВИЛИ промышленность Германии («план Маршалла»). А что до людей, то, «несмотря на все процессы денацификации, в послевоенной ФРГ, в ее управленческих структурах оказалось большинство людей с нацистским прошлым». Как, например, Теодор Оберлендер, оберштурмбанфюрер СС, в 1941 году состоявший инструктором, переводчиком и «экспертом по обращению с иностранными гражданами» в украинизированном батальоне «Нахтигаль». В 1953—1960 годах он был министром ФРГ по делам беженцев, переселенцев и пострадавших от войны.
Ну, да Бог с ним, генералом-невежей, вопрос в персонах куда более высокого полета. Которые и обязаны выигрывать в «соревновании витрин», если хотят вернуть Крым и/или Донбасс. В каких параллельных мирах они плавают?
15 сентября в интервью австрийской правительственной газете Wiener Zeitung президент Зеленский заявил, что «люди, которые живут на оккупированной части Донбасса, могут видеть, как украинцы живут по ту сторону фронта — а именно лучше», и привел три аргумента:
- многие из этих людей заболели коронавирусом, там мы имеем дело с гуманитарной катастрофой;
- у шахтеров на оккупированном Донбассе дела идут плохо: они не получают нормальной заработной платы;
- они «вынуждены платить за воду и электричество по высокой цене».
Удивительно «своевременные» аргументы. В неподконтрольных Киеву районах Донецкой области (по внутренним подсчетам) живет 2,25 миллиона человек. По данным министерства здравоохранения непризнанной ДНР, на ее территории «по состоянию на 10:00 8 сентября всего 2699 зарегистрированных и подтвержденных случаев инфекции COVID-19». На Украине (пусть даже 41762138 человек, по подсчетам Укрстата) на 8 сентября было зарегистрировано 140 479 случаев. Комментировать не буду, замечу только, что мериться таким достоинством, как число заболевших, недостойно не то что простого человека, но и даже президента.
Зеленский затосковал о проблемах шахтеров неподконтрольного Донбасса в то время, когда бастуют шахтеры в его родном городе, Кривом Роге, а в Рени (Одесская область) 10 сентября «девять рабочих забаррикадировались в нефтяном резервуаре и обещают себя поджечь, потому что им не выплатили зарплату».
Если информацию по первым двум аргументам можно и нужно подвергать сомнению, то в последнем случае я просто уверен, поскольку недавно пришли платежки за коммунальные услуги. Так что имею возможность сравнить наиболее актуальные для жизни июльские тарифы ДНР с отеческими, киевскими:
- электроэнергия (за кВт⋅ч): «там» — 1,0904 российского рубля; «здесь» — 0,9 гривны;
- газ (м3, со счетчиком): «там» — 2,178 российского рубля; «здесь» — 2,974 гривны;
- холодная вода (м3): «там» — 12,72 российского рубля; «здесь» — 21,756 гривны;
- горячая вода (м3): «там» — 35,16 российского рубля; «здесь» — 74,22 гривны.
Курс гривны к российскому рублю на 15 сентября — 1:2,6693.
Хотя, конечно, беда для населения везде: с 1 октября в четырех городах (Донецке, Горловке, Макеевке и поселке городского типа Новый Свет) тарифы повышаются на 12%.
Конечно, неподконтрольный Украине Донбасс — это «зона нищеты». Средняя зарплата штатных работников в самопровозглашенной республике в июле составила 15 174 российских рубля, или 5640 гривен. В то же время, по данным Укрстата, в Донецкой области зарплата на подконтрольной территории составила в июле 13 071 гривну, или 35160 российских рублей, что в 2,3 раза больше, чем в ДНР.
Ощутимо. Но разница в жизнеобеспечивающих тарифах еще ощутимее — от трех до шести раз. Так что теоретическая возможность «состязания витрин» налицо: условия равные, везде нищета. Вот только пока Украина будет подписывать меморандумы с внешними кредиторами, воинствующие национал-радикальные генералы будут пророчить жителям Донецка тюрьмы и какие-то «фильтрационные паузы», а президент — витать в мирах параллельных представлений о ситуации в своей стране и ее окружении, к тому времени яркую витрину может выстроить противоположная Киеву сторона.
В последнее время в украинском политикуме популярна метафора: президента Зеленского «положили в теплую ванну» и всеми силами охраняют его расслабленный покой. А что, вполне возможно. Ведь его интервью австрийцам — это именно расслабленный голос человека из теплой ванны, не желающего ничего знать о грозе за дверью.
Но любому любителю рукопашного боя и хорошего секса (а политика — это жесткий микс того и другого) известно: расслабишься — проиграешь.