«Приём, оказанный на этой неделе оппозиционному политику Светлане Тихановской в соответствии с протоколом, достойным официального визита, не оставляет никаких сомнений: Польша намерена быть в авангарде стран, поддерживающих «свободную Белоруссию»,
– пишет популярнейшая французская ежедневная вечерняя газета Le Monde. На прошедшей неделе соперницу Лукашенко на президентских выборах в Белоруссии принял премьер-министр Польши. Матеуш Моравецкий даже пообещал представить гостье в скором времени «экономический план, демонстрирующий, что Европа открыта для Белоруссии».
«Тем самым Польша лишь подтверждает в глазах минского режима свой имидж больной мозоли», – делает вывод автор статьи в Le Monde Роман Сю (Romain Su). Он считает, что президент Беларуси «изображает» протесты заговором, «который плетут иностранные силы, в частности польские». Также французская газета называет «предположениями» Лукашенко виды Варшавы на Гродненскую область, но при этом акцентирует внимание на том, что Гродно с 1919 по 1939 год было польским.
«Польша не скрывает своей дипломатической активности на белорусском треке. 10 августа премьер-министр Польши выступил с просьбой о проведении внеочередного заседания Европейского совета, дабы «откликнуться на призыв народа Белоруссии», который, по его словам, жаждет «перемен» и «присутствия Европейского союза в своей жизни». Он также объявил об увеличении помощи независимым СМИ и жертвам репрессий режима»,
– рассказывает Le Monde. И напоминает о том, что и после белорусских выборов 2006 года поляки активничали, а теперь в Белоруссии вещает «независимый» телеканал «БелСат». Здесь автор уточнил, что это СМИ «воспринимается как независимое», поскольку ясно и понятно, что о настоящей свободе слова здесь и речи нет – Польша заказывает «БелСату» политическую «музыку» в Белоруссии.
Автор статьи в Le Monde опирается на мнение Войцеха Конончука, специалиста по Восточной Европе и заместителя директора польского государственного аналитического центра по международным отношениям OSW. Тот считает, что польская активность в отношении Белоруссии определяется «политическим консенсусом, формирующим с 1991 года [и распада СССР] восточную политику Польши». Основное содержание этой восточной политики по-прежнему базируется на «доктрине УЛБ» (Украина, Литва, Белоруссия), разработанной еще в 1950-х годах в среде польских политических беженцев, оказавшихся на Западе. Иначе говоря, «доктрина УЛБ» – это «поддержка независимости» Украины, Литвы и Белоруссии с целью сдерживания «имперских устремлений» России. По сути, Польша включает Белоруссию в собственный антироссийский проект, а автор Le Monde представляет читателям Варшаву как эдакую белую голубку, готовую отказаться от Вильнюса и Львова ради создания некой политической геометрической фигуры вроде Люблинского треугольника с Белоруссией – вишенкой на торте.
Как отмечает Войцех Конончук, Польша традиционно обещает своим восточным соседям известный триптих: «демократизацию, рыночную экономику и сближение с Западом», которому она сама следовала с конца 1980-х годов. Войдя в состав НАТО, а затем и ЕС, Польша стала позиционировать себя в обеих структурах как активный апологет расширения на Восток, в частности подтолкнув в 2009 году Евросоюз к созданию Восточного партнёрства.
Варшава также смогла выступить в качестве посредника в соседних политических кризисах, в частности во время украинской «оранжевой революции» 2004 года и на майдане десятью годами позже, пишет Роман Сю. Так в чём тогда Лукашенко неправ, когда он говорит о влиянии извне на события в стране? Помнится, на Украине в 2014-м тоже поначалу шла речь о «восстании народа», поскольку «поймите, нас задолбало», а потом выяснилось, что за спиной у задорно скачущих стоят главные выгодоприобретатели от «революции гидности», в их числе и Польша.
«Однако стоит сказать, что авторитет Польши как проповедника демократии сейчас несколько подорван её собственными авторитарными замашками, в частности политической опекой над общественными СМИ и судами или недавними арестами десятков ЛГБТ-активистов. По этой причине западные ведомства, обычно относящиеся с большим пониманием к польской чувствительности в отношении России, на этот раз не спешат отвечать на призывы Варшавы к более активному участию ЕС в белорусском вопросе»,
– сообщает французам автор Le Monde. Хотя, конечно, дело не в обидах ЛГБТ-сообщества, а в том, что та же Франция не стремится ввязаться в новую авантюру на манер украинской, тем более ради усиления проамериканского влияния Польши в ЕС.
Соб. корр. ФСК
Фото. Матеуш Моравецкий вручает Светлане Тихановской ключи от нового белорусского центра… в Польше