В XX веке экономический облик Африки оставлял желать лучшего. Успехи — большие или меньшие — каждой отдельно взятой страны имеют прямое влияние на благосостояние ее граждан, а катастрофические условия африканского континента означали бедность миллиона людей. После Второй мировой войны Африка, на территории которой на протяжении многих лет друг с другом соперничали западные державы, пытаясь завладеть природными ресурсами континента, наконец официально «освободилась» от колониальной зависимости и стала самостоятельной.

Самым оптимистичным годом стал 1960 год, год независимости 17 африканских стран, поворотный момент, с которого началось сокращение экономического, структурного, политического и социального разрыва с Западом. По закону джунглей выживает сильнейший. А борьба за выживание не щадит никого. В XXI веке африканский континент находится в центре экономической и геополитической конкуренции. Международные игроки алчными глазами смотрят на африканские рынки — рынки с самым молодым населением на планете и наибольшим потенциалом роста. Это позволяет африканским народам маневрировать и выбирать наиболее выгодные сделки для своего будущего развития. Борьба за Африку между западной и восточной цивилизациями уже началась; вопрос в том, чей подход будет более успешен, и кто займет львиную долю африканских рынков. 

Западный мир представляют ЕС и США. Их подход к Африке основан на демократизации региона, попытках стимулирования африканской экономики, борьбе с бедностью, экстремизмом и защитой прав человека. Между ЕС и Африкой прохладные отношения, отмеченные тяжелой колониальной историей. Сегодня они основаны на важных культурных и торговых обменах, на очевидных экономических и политических связях. Несомненно, европейские страны важны для Африки.

Соглашение Котону, подписанное 23 июня 2000 года, устанавливает общие рамки общения ЕС со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ). Официально соглашение истекло в феврале 2020 года, в настоящее время ведутся переговоры о его продлении. Соглашение Котону фактически заменило Ломейскую (1975) и Яундскую (1963) конвенции, связывающие тогдашнее Европейское экономическое сообщество и его бывшие колонии. Хотя в соглашении говорится, что отношения между сторонами будут основаны на равенстве, на практике это не так. Поток ресурсов между Европой и Африкой остается в пользу Европы, без разницы, из-за чего — из-за неравных условий торговли, обслуживания долга или макроэкономической политики — а большая часть африканского населения подвергается маргинализации. Чтобы экономический обмен шел интенсивнее, а у континента было больше инвестиций и инфраструктурных проектов, ЕС, прежде всего, ожидает, что африканские страны приложат больше усилий для демократизации региона, гарантии прав человека и отказ от авторитарных, недемократических режимов. 


Один из приоритетов ЕС в Африке — борьба с бедностью и ее искоренение.

Усилия в этом направлении — неоспоримый факт, но они представлены в виде подаяния. Не случайно Жан-Клод Юнкер в своем выступлении отметил, что «Африке нужна не благотворительность, а настоящее и честное партнерство».

Начало 2020 года дало возможность переосмыслить политику ЕС в отношении Африки. Вот почему председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заговорила о «большем равенстве в отношениях с африканскими партнерами». Проблема миграции — одна из основных проблем, расшатывающих стабильность в отношениях ЕС и Африки.

Между Африкой и США наблюдается похожая ситуация. Администрация США стремится расширить рынок сбыта американских товаров и услуг в странах Африки к югу от Сахары и инвестировать усилия в укрепление экономического развития Африки за счет расширения глобальной, региональной и двусторонней торговли. Тропическая Африка как развивающийся рынок предлагает много возможностей для американского бизнеса. По данным МВФ, многие самые быстрорастущие экономики мира находятся в Африке к югу от Сахары.

Однако Африка, похоже, не входит в число приоритетов внешней политики США, в отличие от ЕС. Особенно это относится к африканским странам к югу от Сахары. В отношениях Африка-США упор делается главным образом на будущий потенциал африканских рынков и на партнерство с африканскими правительствами в борьбе с насильственным экстремизмом. Объем двусторонней торговли между США и Африкой составляет 50 миллиардов долларов в год и сокращается. Однако на фоне экономической войны с Китаем Соединенные Штаты обратили внимание на Африку и начали искать возможности для увеличения своего влияния в регионе, но, скорее, для того, чтобы не отставать от гонки. В настоящее время США сфокусировались на развитии торговли со своими африканскими партнерами. Вашингтон, как и другие крупные игроки, крайне заинтересован в природных ресурсах континента и будет активно участвовать в борьбе за них.

Восток предлагает другой подход в отношениях с Африкой.

В какой-то степени это может быть связано с тем, что судьба и история Африки и восточных стран в целом схожи. В настоящее время Китай добивается больших успехов на континенте, и его популярность растет. С одной стороны, это связано с тем, что Китай осуществляет серьезное экономическое вторжение в Африку, инвестируя в инфраструктурные проекты, в нефтяной бизнес, товары повседневного спроса. Частью поддержания международного престижа и положительного имиджа Китая является использование мягкой силы.

С другой стороны, в отношениях с африканскими лидерами Китай стремится ухаживать за своими партнерами и демонстрировать равенство. Никто никак не оценивает режим и правительство, кредиты выдаются на льготных условиях, а долги прощаются. Китайские лидеры осознают растущую потребность в природных ресурсах, продовольственных и товарных рынках, необходимых для продолжения экономического роста. Инвестиции в горнодобывающую промышленность составляют почти треть общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Китая в африканские страны. Торговля с Африкой составляет около 200 миллиардов долларов в год, что примерно в четыре раза больше, чем у Соединенных Штатов.

Китай известен своим прагматизмом как в политическом, так и в экономическом плане: экономика африканских стран предлагает разумный выбор отличных возможностей для роста и развития с точки зрения возврата инвестиций. Конечно, существуют некоторые компоненты риска, такие как тот факт, что во многих африканских странах (Нигерия, Демократическая Республика Конго, Республика Судан и Южный Судан), которые являются основными получателями финансовой помощи Китая и торговыми партнерами Пекина, все еще сохраняются политическая нестабильность и внутренние вооруженные конфликты. Инвестиционная дипломатия Пекина позволила китайским компаниям, таким как «Китайская железнодорожная строительная корпорация», «Сино Гидро», «Китайская машиностроительная корпорация», доминировать в крупных проектах и в строительстве в ряде стран. Многие европейские и североамериканские строительные гиганты сократили масштабы своих операций в Африке около десяти лет назад, и теперь эта стратегия кажется ошибкой.

Индия является третьим по величине торговым партнером Африки, ее общий объем торговли с Африкой составляет около 63 миллиардов долларов. Индия имеет хорошую основу для развития отношений с африканскими странами и, как и Китай, усиленно работает над созданием своей концепции мягкой силы. Переизбрание Нарендры Моди выдвинуло на первый план вопрос о становлении Индии регионально и глобально значимой силы. В этом смысле Индия, как и Китай, будет стремиться к расширению сотрудничества с развивающимися странами.

Одна из основных стратегий Индии в Африке — предоставление возможностей. 

В 2018 г. было открыто 18 дипломатических миссий на Черном континенте. Одним из первых шагов на пути к углублению отношений с африканскими партнерами является создание кредитной линии для африканских стран в качестве формы сотрудничества в целях развития. В 2020 году индийские кредиты составили 11 миллиардов долларов и были предоставлены 41 африканской стране. Основная цель Индии в Африке — бизнес и безопасность. Увеличивающаяся потребность Индии как растущей экономики в ресурсах, особенно в энергетическом секторе, означает, что поставки африканской сырой нефти является решающем фактором вовлечения Индии в регион. В дополнение к гонке за ресурсы Индия прилагает усилия в гуманитарной сфере — в образовании и медицине. Также Индия инвестирует во внедрение цифровых технологий в странах Африки. 

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.