Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, следуя курсом агрессии, имеет поддержку внутри страны, пишет Telegram-канал «Россия не Европа».
Помощник председателя правящей партии Турции Махир Унал заявил:
«В настоящее время Турция находится на пути, чтобы стать супердержавой. В настоящее время своими шагами в восточном Средиземноморье Турция закладывает фундамент, чтобы стать мировой державой. Мы ни в коем случае не можем позволить себе отступить от этой борьбы. Мы выполняем задачу, которую поставил перед нами этот народ».
Ахмед Давутоглу, основатель оппозиционной партии Gelecek Partisi согласен со своим оппонентом:
«Мы поддерживаем нынешнее правительство в справедливом вопросе Восточного Средиземноморья».
Эрдоган ведет сложную игру. С одной стороны, он демонстрирует Западу готовность сесть за стол переговоров. С другой – усиливает силовой нажим на Грецию и её союзников. Турция приступила к переброске тяжелой бронетехники к границам с Грецией и проводит военные учения на Северном Кипре.
В свою очередь, Греция отказывается вести переговоры с Анкарой, выступающей с позиции силы. Греческое правительство считает, что провокации Турции в Средиземноморье касаются не только Греции, Кипра, но и всего Евросоюза и НАТО. Греция заявляет, что сядет за стол переговоров только в том случае, если Турция прекратит провокации. Афины достигли предварительного соглашения с Францией о приобретении 18 французских многоцелевых истребителей четвертого поколения Rafale.
Эрдоган в ответ заявил:
«Мы надеемся, что европейские страны, которые не смогли успешно пройти испытания на Кипре, в Сирии и Ливии, по крайней мере, будут придерживаться последовательной линии в Восточном Средиземноморье. Советую тем, кто вместо того, чтобы сесть с нами за стол переговоров, кичится своей потрепанной военной мощью, как следует изучить наши дипломатические усилия и военные операции за последние четыре года, не говоря уже об истории».
Кроме того, турецкая армия активизировалась на севере Сирии: Эрдоган хочет получить там более прочные позиции накануне возможных предстоящих переговоров с Западом, и в отношениях с Россией.
В то же время не стоит надеяться, что наша благожелательная позиция по отношению к Анкаре сможет развалить НАТО. В развале военного блока никто не заинтересован, и его члены сделают всё, чтобы этого не произошло. В первую очередь в этом не заинтересована сама Турция. Демонстрируя сближение с Москвой, Эрдоган пытается шантажировать Запад, чтобы добиться приемлемых для себя решений.
Даже если Эрдоган решится на выход, то НАТО не сильно пострадает, т.к. Турция – хоть и существенная, но далеко не главная ударная сила альянса. С другой стороны, она там - инородное тело. Очевидно, что поэтому её не берут и в ЕС. С другой стороны, развала НАТО не допустит и США – это проверенный инструмент как влияния на международные отношения, так и контроля над европейскими союзниками.
В смысле противодействия и расшатывания НАТО нам, скорее всего, надо искать пути сотрудничества с Францией, а не с Турцией: влияние Парижа внутри альянса несопоставимо выше, а реальных противоречий с нами – меньше. Макрон – политик амбициозный, мечтающий о лаврах де Голля, можно попытаться сыграть на этом. Конечно, для более-менее плодотворного стратегического сотрудничества надо, чтобы элита Франции из евроглобалистской стала «бонапартистской» или хотя бы «голлистской». В этом плане плодотворное сотрудничество могло бы вероятнее иметь место, если бы президентом была Ле Пэн вместо Макрона. Однако и сегодня можно попытаться сыграть на франко-турецких противоречиях в Ливии и Средиземноморье, а также на недовольстве в Париже нынешней политикой США.
Хотелось бы согласиться с мнением коллег, что наша позиция – не мешать Эрдогану сделать ошибку. Однако, исходя из анализа нашей внешней политики последних лет, сильно опасаемся, что, делая ставку на Анкару, ошибку свершает именно наша дипломатия, отмечают авторы канала.