Китай и Россия, великие державы-соперницы Америки, ведут борьбу против свободного мира. Китайская дуга протянулась от Гонконга и Южно-Китайского моря через границу с Индией в Гималаях и посредством инициативы «Один пояс — один путь» вторгается вглубь Европы. Ее стратегия «долговой ловушки» на Африканском континенте привязывает к ней все больше государств. При этом Россия продолжает свой экспансионизм из Сирии, через Крым и Донбасс вплоть до Ливии. В этих огромных регионах они попирают демократию и верховенство закона, преследуя конечную цель — противодействовать влиянию США. Очередным театром соперничества становится Белоруссия. Вашингтон должен недвусмысленно дать понять, что вмешательство России и действия против демократической воли белорусского народа не пройдут.
Дональду Трампу удается избегать новых войн. Его твердое заявление о том, что он намерен защищать американские национальные интересы, сдерживает противников, и он продолжает проводить довольно сильную оборонительную политику, направленную на то, чтобы не отвечать на провокации, например, со стороны Ирана. Но совсем другое дело — агрессивные действия России в Белоруссии на фоне и в масштабах того, что произошло на Украине. Соединенным Штатам необходимо безотлагательно подчеркнуть, насколько серьезными будут последствия, если Москва предпримет такой необдуманный и недопустимый шаг. Владимиру Путину не следует думать, что он может оккупировать Минск, как Брежнев оккупировал Прагу, но если он попытается, США должны быть готовы действовать. Для этого необходима мобилизация на нескольких уровнях.
Во-первых, необходимо срочно начать активные дипломатические консультации со всеми членами НАТО. Трансатлантический альянс сейчас, мягко говоря, находится не в лучшей форме. В этом во многом виноваты некоторые европейские союзники. Мир только что стал свидетелем голосования в Совете Безопасности, во время которого Великобритания, Франция и Германия решили не продлевать эмбарго на поставки оружия Ирану, как будто если в руках мулл будет больше оружия, это будет способствовать установлению мира на Ближнем Востоке. Эти три европейские страны явно недовольны администрацией Трампа по целому ряду вопросов. Кроме того, европейские лидеры склонны недооценивать угрозы безопасности. Однако не исключено, что на этом фоне вероятность того, что российские войска дойдут по территории Белоруссии до границ ЕС, заставит их вновь задуматься о необходимости активного сотрудничества в сфере обороны. Вполне возможно, что на северо-востоке Европы назревает угроза повторения войн, подобных югославским, что подразумевает очередную волну беженцев, и европейцам придется заново открыть для себя, насколько им нужен трансатлантический альянс. Дипломатическому корпусу Вашингтона пора напомнить им об опасностях, подстерегающих их по соседству.
Во-вторых, дипломатия должна заложить основу для приостановления действия Основополагающего акта НАТО-Россия 1997 года. Этот документ, подписанный после окончания холодной войны, был основан на принципах неконфронтационных отношений с Россией и ожиданиях того, что Россия будет способствовать обеспечению стабильности, демократии и мира в Европе. Москва неоднократно нарушала это соглашение своими действиями на Украине, совершая убийства в Великобритании и Германии, а также подавляя демократические силы внутри страны. Уже давно пошли те времена, когда НАТО — и США в частности — должны были проявлять сдержанность в вопросе размещения войск в странах Центральной Европы, ставших свободными после 1989 года. Европейские страны-члены НАТО должны услышать мнение Америки и подключиться к поддержке укрепления обороны вдоль нового восточного фронта, который простирается от Эстонии до Болгарии. Такая передислокация войск потребует значительных дипломатических и материально-технических усилий. Самое время начать это прямо сейчас. Решение о переброске войск из Германии в Польшу является первым многообещающим шагом.
В-третьих, именно эти страны восточного фланга необходимо однозначно заверить в поддержке со стороны США. К счастью, администрации Трампа удалось укрепить связи в этой «новой Европе», но можно было бы сделать и больше. Запланированная на осень встреча в Вашингтоне на уровне министров, включая лидеров стран Балтии, Вышеградской четверки, Румынии и Болгарии, позволит продемонстрировать твердую приверженность Вашингтона своим друзьям в этих странах и противодействовать дезинформационной кампании Кремля, которая ведется постоянно и превосходит весьма скромные коммуникационные стратегии Госдепартамента. Но не менее важно и то, что встреча партнеров США в Восточной Европе станет для всего мира сигналом о том, что этот передовой рубеж защиты свободы не будет сдан под натиском путинского нездорового пристрастия к военным авантюрам за рубежом.
В-четвертых, пора также оказать давление на страны «старой Европы», особенно на бывшее «прифронтовое» государство — Германию, чтобы они выполняли свои обязательства. На карту поставлена не только всегда актуальная проблема распределения бремени расходов, но и недостаточные расходы Германии на оборону. Еще более вопиющим является упорство, с которым Берлин сотрудничает с Россией по реализации таких проектов, как газопровод «Северный поток — 2», несмотря на возражения его европейских соседей, несмотря на Крым и несмотря на убийства, совершенные российскими агентами в Берлине практически рядом со зданием Ведомства федерального канцлера. Германии следует воспользоваться своим значительным влиянием на Москву, чтобы предотвратить любое вмешательство. Для этого она могла бы поставить завершение строительства и эксплуатацию газопровода в зависимость от невмешательства России в дела Белоруссии. Путин и без того уже слишком занят многочисленными войнами за рубежом.
Белоруссия является частью европейского театра, но она также является объектом всесторонней глобальной конкуренции. Слабость и уязвимость в Северо-Восточной Европе будет служить искушением для противников в Восточной Азии. Следует готовиться к наихудшим сценариям: за наступлением России на Белоруссию может последовать наступление Китая на Гонконг или даже Тайвань. Чтобы предотвратить такое катастрофическое развитие событий, следует ясно выражать свою готовность выполнять свои обязательства, укреплять наш альянс и выстраивать оборонную стратегию, соответствующую не прошлой войне, а сегодняшней обстановке.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.