7 сентября стартуют учения ВВС Финляндии Baana 20 по отработке взлета и посадки на шоссейных дорогах страны. Подобная гибкость, мобильность и компактность армии Суоми являются неотъемлемой частью ее оборонной доктрины, составляющей серьезную конкуренцию преобладающим в странах НАТО концепциям развития вооруженных сил.
Последние дни выдались богатыми на события для тесно сотрудничающих военно-воздушных сил последних оплотов военного нейтралитета в северной Европе – Швеции и Финляндии.
Так, с 31 августа по 4 сентября Военно-воздушные силы двух стран выполняли совместные трансграничные полеты ходе миссии Cross Border Training (CBT), во время которой было отработано взаимодействие истребителей в районах Крайнего Севера.
Сообщается, что данные маневры были призваны заменить отмененные из-за эпидемии COVID-19 ежегодные финско-шведско-норвежские учения Arctic Fighter Meet[1].
Вообще ВВС Финляндии, Швеции и Норвегии регулярно проводят трехсторонние учения в рамках программы NORDEFCO (Nordic Defence Cooperation) – кооперации пяти североевропейских стран (Дании, Исландии, Норвегии Финляндии, и Швеции) в оборонной сфере. Тем самым скандинавы демонстрирую всей Европе образец альтернативного НАТО оборонного сотрудничества, избавленного от постоянного давления Вашингтона и бесконечных требований повысить военные расходы.
Кроме того, воздушное командование Лапландии (одно из трех территориальных объединений ВВС Финляндии) с 7 по 11 сентября 2020 года проведет довольно нестандартные учения под названием Baana 20, которые будут заключаться в отработке использования автодорожной сети страны в качестве временной взлетно-посадочной полосы.
Готовность оперативно действовать из рассредоточенной сети необорудованных аэродромов - это неотъемлемая часть военно-воздушной доктрины Суоми, в которой основной упор делается на мобильность авиации. Таким образом, все финские летчики-истребители учатся осуществлять взлет и посадку на шоссейных дорогах гражданского назначения.
На Baana 20 будут представлены основные рабочие лошадки финских ВВС - многоцелевые истребители F/A-18 Hornet производства США, а также учебно-боевые самолеты Hawk, транспортные и связные самолеты.
На фоне активной учебно-боевой деятельности авиации Финляндии, сравнительно незамеченным прошло одно любопытное событие, которое может прямо повлиять на судьбу военно-воздушных сил страны. Так, 27-28 августа министр ВВС США Барбара Барретт посетила Финляндию в рамках рабочей поездки в страны Северной Европы[2]. По сообщению финской стороны, в ходе визита чиновница обсудила сотрудничество в области обороны между Хельсинки и Вашингтоном и проинформировала финскую сторону о новой арктической стратегии ВВС США. Помимо Финляндии госсекретарь Барретт посетила Швецию, Норвегию, Данию и Исландию.
Очевидно, что Штаты через своих скандинавских союзников по НАТО по-прежнему пытаются максимально втянуть нейтральных шведов и финнов в структуры альянса.
Также есть все основания полагать, что госпожа Баррет направилась в Хельсинки не только ради того, чтобы обсудить военное сотрудничество двух стран, но пролоббировать интересы военно-промышленного США, и в конечном итоге американской казны.
Дело в том, что в следующем году оборонное ведомство Финляндии должно будет принять решение относительно модели истребителя, предназначенного для замены в ближайшей перспективе устаревающих финских F/A-18 Hornet, которых в ВВС страны насчитывается 55 единиц[3]. В тендере правительства помимо шведского Saab JAS 39 Gripen E/F, европейского Eurofighter Typhoon и французского Dassault Rafale D/E, участвуют американские F/A-18E/F Super Hornet и, конечно же, «хваленый» F-35 Lightning II.
Само собой Вашингтон будет всячески продавливать решение финского руководства в пользу сохранения на вооружении истребителей американского производства. Несмотря на относительно скромные размеры истребительного авиапарка Суоми, в США явно не намерены терять потенциальные многомиллиардные контракты и, что еще для них хуже, подпустить к ним европейских конкурентов.
Уже давно ни для кого не секрет, что Белый дом традиционно рассматривает НАТО не в качестве оборонительного союза независимых государств, а, в первую очередь, как огромный и практически неограниченный рынок сбыта продукции своего военно-промышленного комплекса. И это еще одна причина, по которой Вашингтон жаждет навязать Финляндии тесное сотрудничество с Брюсселем.
Напомним, что согласно данным последнего социологического опроса[4], проведённого финским бюро статистики EVA, подавляющее большинство граждан Финляндии, а именно 47%, выступают резко против потенциального присоединения страны к Североатлантическому альянсу. Одобряют сближение суоми с альянсом в два раза меньше финнов - 22%. Остальные респондентов однозначно ответить затруднились.
В заключение отметим, что текущий курс военно-политического руководства Финляндии на неприсоединение страны к военным блокам полностью себя оправдывает и обеспечивает безопасность страны при совершенно приемлемых расходах на вооруженные силы. Так, в 2020 году процент ВВП, выделенный правительством Финляндии на оборону, снизился на 0,03% до 1,27% (3,158 млрд. евро). Вдобавок, современные компактные вооруженные силы и перспективное сотрудничество Хельсинки со скандинавскими соседями в рамках инициативы NORDEFCO в совокупности составляют серьезную конкуренцию НАТО-ориентированной модели развития оборонной политики большинства стран Европы.
Источник
Рейтинг публикации:
|