До недавнего времени Белоруссия являлась одной из основных составляющих экономики Украины. Именно у соседей Киев мог закупать по низким ценам российские энергоносители. И для коллапсирующего украинского бюджета это было весьма существенно. Кроме того, Россия, а отнюдь не Европа и до сих пор остаётся для украинской продукции главным рынком сбыта, но прямой товарооборот в условиях почти полностью разорванных экономических связей невозможен. Поэтому проблема решалась за счёт транзита через Белоруссию. Ну и, наконец, авиарейсы из минского аэропорта давали возможность сотням тысяч украинских заробитчан вылетать на заработки в Россию. Кстати, деньги, высылаемые украинцами на родину из России и европейских стран, — это приводной ремень украинской экономики.
Таким образом, исходя из сугубо прагматических соображений, Киев не должен был после президентских выборов открыто выступать против Александра Лукашенко на стороне протестующих, поскольку это сразу же отразилось бы на всём комплексе экономических взаимоотношений. Но когда речь идёт об общей борьбе с главным врагом — Россией (а именно так — и, в общем, справедливо — украинские радикалы оценивают главную цель белорусского «майдана»), то никакие экономические выкладки уже не принимаются в расчёт. Революция не кормит, она расчищает дорогу к лучшему будущему, которое должно смести ненавистный лукашенковский режим и проложить путь к евроинтеграции.
В результате украинское руководство решило продублировать решения, принятые в Европе, и даже кое в чём её опередить. Помимо этого, оно в очередной раз подыграло радикальному националистическому лагерю, который мечтает экспортировать революцию с Украины в Белоруссию. Итоги выборов не были признаны украинской властью, и Украина первой поставила дипломатические отношения с соседями на паузу, отозвав своего посла из Минска.
Стоит отметить, что, кроме стран Балтии, все главные члены ЕС решили не вводить санкции против режима Лукашенко. Такова позиции Германии, Франции и Италии. Она основана на надежде, что белорусский правитель ещё может вернуться к политике многовекторности, суть которой сводится к игре на противоречиях между Западом и Россией. Казалось бы, Украина должна была, как всегда, внимательно следить за движениями европейской дирижёрской палочки, но для украинских радикалов такая сдержанность неприемлема. Для них белорусские беспорядки — это оружие против России, а это значит, что никакие тормоза уже не работают.
Уже оказываемая Украиной помощь белорусской оппозиции включает в себя целый пакет разнообразных мер. Поднаторевшие на фронтах информационной войны с Россией украинские политтехнологи, журналисты, политологи, пиарщики могут поделиться (что они и делают) своим бесценным опытом с белорусскими коллегами.
В Киеве составляются соответствующие методички, организованы курсы по обучению и тренинги бойцов для настоящих и будущих информационных кампаний. Значительные средства для поддержки белорусских оппозиционеров выделили Польша и ЕС. Часть этих денег отправилась в столицу Украины.
Но самое главное — даже не идеология, а конкретная помощь в разжигании беспорядков. Постепенно сходящие на нет протесты ещё могут получить дополнительный импульс только в одном случае — если удастся вывести из себя белорусский ОМОН и спровоцировать столкновения, которые повлекут за собой гибель людей с обеих сторон. Точно по сценарию украинского «майдана» 2013—2014 годов. Для этого нужны специалисты по применению самого жёсткого и бескомпромиссного насилия. А таковых на Украине более чем достаточно. Имеющие боевой опыт ветераны, придерживающиеся крайних националистических взглядов, способны перевести противостояние в Белоруссии в фазу кровавого побоища.
Два дня назад о проникновении в Белоруссию украинских боевиков поведал министр иностранных дел России. «Там есть и «Трезубец Степана Бандеры»*, есть и «С14», есть «Национальный корпус», есть «Правый сектор»** (запрещённые в РФ организации). Все эти структуры активно занимаются провоцированием радикальных действий в Минске и других городах Белоруссии», — рассказал Сергей Лавров. Всего с Украины, по его словам, прибыли 200 военспецов. Может показаться, что этого мало, но вспомним снайперов на украинском Майдане, открывших огонь как по правоохранителям, так и по участникам акции протеста. Их было несколько человек.
Глава российского внешнеполитического ведомства указал также на то, что Россия не намерена мириться с попытками взорвать ситуацию и будет пресекать действия украинских радикалов. Ранее о конкретной помощи белорусским властям заявил президент России Владимир Путин.
Итак, белорусские силовики хорошо информированы о намерениях гостей с Украины, а значит, уже приняты превентивные меры для того, чтобы не допустить их участия в беспорядках. Организаторы и наиболее активные участники протеста из числа белорусских граждан были задержаны в первые дни протеста. Не приходится сомневаться, что аналогичная участь постигнет и помощников с Украины. Но вдруг они поймут, что обстановка для них складывается крайне неблагоприятная, и сочтут за благо убраться восвояси?
* «Тризуб им. Степана Бандеры» — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).
** «Правый сектор» — украинское объединение радикальных националистических организаций, признанное экстремистским и запрещённое на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).