Россия и Белоруссия договариваются по экономическим вопросам, но о политике речь не идет
Будущее Союзного государства будет основано на независимости двух стран, заявил на встрече с президентом Белоруссии Александром Лукашенко председатель правительства России Михаил Мишустин.
«У нас по многим вопросам прогресс, в том числе по вопросу будущего Союзного государства, которое будет основано на абсолютно независимой позиции наших государств, но с соответствующими мероприятиями экономического характера, о которых мы договаривались», — цитирует российского премьер-министра БелТА.
Стороны также достигли договоренностей по оплате энергоносителей. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, главы правительств дали соответствующие поручения.
«Даны председателями правительств поручения в кратчайшие сроки вступить в переговоры с учетом достигнутых договоренностей, о которых сказал Михаил Владимирович Мишустин, о погашении задолженности в ближайшее время, которая была накоплена в этом году за поставки газа», — заявил он.
По его словам, в ближайшее время предстоит обсудить также условия поставок нефти и газа на 2021 и последующие годы. Обсуждался и вопрос о переброске нефтяных потоков из портов Литвы через российские порты.
«Российская сторона заинтересована в том, чтобы нефтепродукты, которые сегодня реализуются через третьи страны, — у нас есть возможности обеспечить реализацию этих нефтепродуктов через Санкт-Петербург, через Усть-Лугу», — пояснил Александр Новак.
А вот вопрос введения единой российско-белорусской валюты на переговорах не поднимался, сообщил в интервью телеканалу «Россия-24» посол РФ в Белоруссии Дмитрий Мезенцев.
Он отметил, что потенциал Союзного договора велик, но «никто не заставляет на самом деле что-то исполнять, что называется, к ближайшему понедельнику или в ближайший квартал или год». По его словам, надо вернуться к осмыслению союзного договора, проанализировать, что можно сделать.
«Делаем шаги равноправно, как чувствует каждая сторона. Еще раз подчеркиваю — равноправно, заинтересованно, ради общего блага, а не чьего-либо одного. Это очень важная оценка», — подчеркнул дипломат.
В свою очередь, премьер-министр Белоруссии Роман Головченко предложил обсудить дальнейшее развитие Союзного государства на очередном заседании совета министров объединения.
«Выражаем надежду, что мы конструктивно обсудим весь круг имеющихся вопросов, а закрепить достигнутые договоренности предлагаю на очередном заседании совета министров Союзного государства, где мы, я надеюсь, предметно поговорим и о дальнейшем развитии этого интеграционного объединения», — сказал он.
Сейчас есть основания надеяться, что подвижки произойдут, считает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Олег Неменский.
— Но заранее оговаривается, в том числе участниками переговоров, что подвижки могут произойти только в экономической сфере.
Надо отметить, что Союзное государство по сей день проект. Самого Союзного государства по-прежнему не существует, так как не заработали органы высшей власти. Если брать формулировку, которая прозвучала на переговорах о независимости участников, то такую конструкцию называть государством будет невозможно, даже если осуществиться то, о чем сейчас идут переговоры. Потому что разные части одного государства не могут быть друг от друга принципиально независимы. Они должны быть зависимы от общих органов власти. Таких органов создаваться не будет, так что речь идет не о полноценной реализации проекта 90-х годов, а лишь о частичной реализации в части экономической программы. Но если удастся это сделать, то это уже значимая подвижка.
«СП»: — Какие экономические подвижки возможны? Появятся ли общая таможенная, налоговая или другие службы?
— Можно ожидать всего того, что предлагала Российская Федерация Белоруссии в конце 2018 года, то, что в Белоруссии назвали ультиматумом Медведева, но что потом было претворено в дорожную карту и большая часть которого была согласована. Но что-то осталось. Налоговой системы это тоже касается.
Дорожная карта — это много экономических вопросов. Главное, это не касается политической сферы. Это не формирование единого государства, это формирование особо близких экономических отношений между двумя государствами.
«СП»: — Прозвучали заявления, что достигнуты договоренности по энергоносителям. Как это может воплотиться, учитывая серьезные споры?
— Не могу сказать, о чем конкретно договорились по этому вопросу. И вряд ли кто-то знает, кроме участников процесса. Но еще год назад в ходе переговоров были предложены вполне устраивающие обе стороны варианты, видимо, на одном из них остановились. Думаю, точки для взаимопонимания тут возможны.
Конечно, совершенно не в интересах России губить нефтеперерабатывающую промышленность РФ. Вопрос не только в конкретных аспектах, таких как цены и условия продажи энергоносителей, а в комплексном подходе, в общем воздействии всех этих решений на российско-белорусскую экономику. В этом случае возможно формирование взаимодополняющих условий, уравновешивание различных сторон экономических отношений.
«СП»: — Перевод белорусского грузопотока в российские порты насколько вероятен?
— Это возможно, тема много лет обсуждалась. Россия не раз выступала с инициативой, чтобы Белоруссия торговала через российские порты, для этого достаточно мощностей. Сейчас политическая ситуация сложилась так, что есть еще дополнительный фактор, связанный с международными отношениями, который может побудить Белоруссию к такому перенаправлению торговых потоков.
Ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Алексей Кузьмин отметил, что политические вопросы Союзного государства находятся в компетенции глав государств, которые будут обсуждаться на запланированной в Москве встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко.
— Самые главные слова сказаны — два государства. Значит, на самом деле, радикальных подвижек не будет. Радикальными подвижки будут после того, как в Белоруссии пройдет конституционная реформа, сменится режим и тогда волей-неволей начнет выкладываться немного по-другому вся картина.
Единое государство России и Белоруссии сегодня невозможно по трем основаниям. Российским элитам нечего делать в Белоруссии, они могут ее только изнищить до уровня России, то есть порушить экономику. Белорусским элитам нечего делать в России, потому что они так воровать не научены, кроме того, масштаб экономики такой, что они могут просто надорваться.
Кроме того, есть главное — за последние 15 лет абсолютное большинство белорусского населения поверило в то, что у них свое государство. И это государство — не Россия.