Вслед за неподражаемым Дмитрием Джангировым многие украинские эксперты сходятся в том, что вершины личного рейтинга Владимир Зеленский покорял своим молчанием. После первых официальных заявлений и далее ― с каждым публично произнесенным словом ― его политическая популярность неумолимо ползла вниз. Наигранные лицедейские ужимки и «обаятельный» гнусавый прононс уже не могут компенсировать репутационные потери от регулярных брехливых скетчей в амплуа «лидера нации». Но порой в спорадичных приступах творческой импровизации президент превосходит самого себя и продуцирует словесные комбинации, способные озадачить самых искушенных знатоков украинской проблематики.
Подобный случай произошел совсем недавно, когда Владимир Александрович раздавал дежурные комплименты в адрес украинских аксакалов, назначенных полномочными представителями Альцгеймера в Минскую ТКГ по Донбассу. «Леонид Макарович ― один из лучших дипломатов украинской современности. Один из лучших, которых я знаю. Я не просто уверен ― я это видел. Он очень энергичный человек. Я сейчас вижу, как он поднимает “Минск” под своим управлением, и действительно мы уже о некоторых вещах договорились», ― сказал Владимир Зеленский.
Кто такой Кравчук, все и так прекрасно знают. Как и понятны перспективы «поднятия Минска» при помощи авральной мобилизации политических покойников. Фишка в другом. Что же такое «украинская современность»? Чем она принципиально отличается от молдавской или, допустим, центральноафриканской? И неважно, путает президент порядок слов от усталости или так было написано в оригинальной заготовке текста (кто хоть однажды видел Мендель, не удивится ничему). Да и обмолвка, по большому счету, незначительная. И вполне объясняется провинциальной привычкой местных политиков лепить эпитет «украинский» где надо и не надо. Но… Раз оригинальная формулировка прозвучала из уст самого главы государства, стоит в ней разобраться. Иначе шутка юмора про «глобус Украины» тоже вскоре пополнит официальный лексикон киевских чиновников.
Не вдаваясь в пафосные философские упражнения с понятием «современность», стоит отметить, что оно преимущественно несет эпохальный оттенок и употребляется в глобальном контексте. Ее неудобно мерить рамками государственных границ и нелепо оценивать пустопорожними политическими лозунгами. Но звучит «украинская современность» на порядок эпичнее, чем банальная «современная Украина». Поэтому стоит со всей патриотической чуткостью откликнуться на невольный экспромт украинского президента и копнуть его мысль как можно глубже. Выяснить отличительные черты упомянутого феномена и попутно понять, в какой «современности» пребывает сам Зеленский в моменты приступов особого вдохновения.
Всех несогласных с безумными украинскими «реформами» часто обвиняют в отсталости и нежелании шагать в ногу со временем. Якобы то, что происходит с Украиной, является императивом новой эпохи и процесс добровольного самоуничтожения должны пройти все постсоветские и другие неугодные продвижению западного либерализма страны. Дескать, катится себе некое колесо истории. И одни ухитряются ловко бежать вперед по его ободку, а других, менее расторопных, оно методично стирает в пыль. Но разве не сами люди выдумали это колесо и постоянно воюют за право раскручивать его в разные стороны?
Эту смелую догадку подтверждают мудрейшие из землян. Например, министр украинских иностранных дел Дмитрий Кулеба. «Я бы не сравнивал ситуацию 2014 года в Украине, Майдан, Революцию достоинства и нынешние события в Беларуси. Внешне они могут казаться подобными, но между ними есть одно фундаментальное различие: в 2014 году украинцы восстали за развитие своего государства как европейского. Это был вопрос выбора: возвращение в пространство, контролируемое Россией, или продолжение движения в большую европейскую семью», ― утверждает этот яркий представитель украинской современности.
Значит, выбор все-таки был и все эти годы украинцам тупо брехали о необратимости единственно верного европейского пути? Но не всё так просто! Украинская современность подчиняется своим особым удивительным законам. В большой европейской семье, кто первым назвался демократом, тот всех и обул. А в дремучую совковую Украину свет цивилизации проник лишь в феврале 2014 года. И с тех пор местные жители в основной своей массе убеждены, что свободу выбора им подарили Турчинов в кожанке и Яценюк в вышиванке. В том смысле, что лысина и небритость являются непременным условием демократичности современного европейского политика. А волосатый Порошенко, плоть от плоти шевелюристого Байдена, является выдающимся радетелем о благе народном американского образца.
Универсальные семена свободы и благоденствия упали на плодородную почву местного этнического колорита. Выросшие из них плоды демократического процесса откровенно описывает знаток украинской современности Владимир Зеленский: «Мы строим именно такую страну, которая… (далее идет перечисление ряда галлюцинаций о прекрасном украинском будущем. ― Авт.). Всех, кто готов помогать украинцам строить именно такую страну, добро пожаловать, присоединяйтесь. Другим большая просьба ― не мешать. У вас было много лет, чтобы что-то сделать. Люди поставили вам оценку. Примите это да не путайтесь, пожалуйста, под ногами Украины, которая движется вперед».
Беда лишь в том, что под ногами прекрасной и целеустремленной Украины путалось слишком много народу. Самые смышленые из них оказались в Крыму и добровольно перестали мешать реализации величайшего проекта украинской современности. С другими до сих пор приходится воевать разными способами, самым гуманным из которых действительно являются регулярные «пятиминутки толерантности» с украинским президентом в роли обкуренного Деда Панаса. А в праведном бою все методы хороши. Ведь даже самому Зеленскому в борьбе за президентский пост пришлось, преодолевая отвращение и рыдая ночами в подушку, притвориться одним из тех, кто «не готов помогать строить» на месте бывшей Украины «колонию Бандерштат».
Имеет украинская современность и другие отличительные черты. Вот, к примеру, старается в наши дни либеральный мир повсеместно насадить диктатуру толерантности и тиранию инклюзивной терпимости. А на территории Украины эти колесики исторического «прогресса» вполне естественно пробуксовывают в болоте бытового хамства и правового невежества. Шедевральный фильм про казаков-геев уже отсняли. Но цунами камингаутов страну пока не накрывает. Еще очень мало пи…ов рискует открыто дефилировать под ручку вдали от центральных проспектов больших городов.
Конечно, рано или поздно прорыв произойдет. Выйдут на стезю взрослой жизни поколения сегодняшних украинских школьников, освобожденных от гендерных стереотипов и освоивших принципы свальной толерантности лучше таблицы умножения. Но пока, как Зеленский сотоварищи ни стараются, тысячи мужественных закордонных секс-туристов вынуждены страдать, не имея возможности оторваться в стране победившей демократии на полную. А если стратегически важную отрасль не только укрепить новыми кадрами из рядов вольного казачества, но и легализовать, освободив лет на пять от налогов? Грузия вместе со своим хваленым Батуми от зависти лопнет!
А надо смотреть на современность еще смелее и шире! Почему Украине не хватает собственных мыслителей и прочих визионеров? Мало свободы дается для самовыражения! Популярный нынче футуролог Ной Харари ведь не просто так в Израиле, а не в Шепетовке обосновался. Там он официально живет в брачном союзе с другом своего сердца. А на Украине такой номер пока, к сожалению, не пройдет. Поэтому, наверное, украинские евреи и не спешат нас радовать грандиозными научными разработками. А вот Ной спешит и пишет одну за другой футурологические книжки. В которых, кстати, достойных мест для украинского проекта что-то не просматривается. Все потому, что для прогресса надо создавать надлежащие условия! А «украинская современность» в плане удовлетворения всего спектра личностных девиаций от мейнстримных трендов еще ой как отстает. Можно даже сказать, сидит в ж…пе.
Но не будем сгущать краски. И в «украинской современности» еще обитают отдельные продвинутые персонажи, способные дать фору любому израильскому Ною. Они из последних сил пытаются вписать свою страну в аналитические модели будущего. Наверное, ими движет чувство безысходного патриотизма или ностальгии по великому прошлому большой страны, в которое им навсегда закрыла дорогу украинская независимость. Как, например, сотрудниками аналитического центра Strategic Group Sofia, действующего под руководством хорошо известного на Украине философа и политолога Андрея Ермолаева.
О чем же говорят нам титаны мысли «украинской современности»? «В условиях развернувшейся Депрессии 2.0 основой “гонки за развитие” будет конкуренция за освоение новых технологических укладов, которые радикально изменят характер и даже облик производительных сил. “Экономика платформ”, “искусственный интеллект”, водородные технологии, нанотехнологии, “генетический инжиниринг”, еще ряд новых революционных решений в области производительных сил создают базу новой ультраглобальной экономики ХХІ века, будут основой подъемной фазы 6-й “кондратьевской” длинной волны. Для стран, встречающих 6-ю длинную волну в состоянии деиндустриализации, возникает реальная угроза навсегда погрязнуть в отстающей экономической модели “технического потребления”. Что с неизбежностью повлечет за собой окончательное разрушение собственной научно-технологической базы, высокую зависимость от конъюнктуры, стандартов и ограничений глобального рынка, законсервирует социальную структуру, подорвет позиции национального капитала, опирающегося на потенциал староиндустриальных отраслей экономики».
Нехилое предостережение, адресованное в пустоту. Да и кого господа аналитики пугают своими страшилками, если руководству страны и так все известно? Сам Зеленский ведь недавно объяснил всем наивным, ожидающим от «украинской современности» научных прорывов в сфере разработки вакцины от короновируса: «У нас есть гениальные медики, и это правда. Технически у нас никакие вакцины мы не могли делать. Ни разрабатывать с точки зрения науки, технического оборудования науки медицинской ― тоже нет. При всем уважении, ещё раз… к нашим медикам-ученым, к ним нет вопросов, они молодцы. Но ничего не было совсем, лабораторий никаких не было». Как же исправить эту, мягко говоря, неприглядную ситуацию? Конечно же, надо соорудить девяностометровый шест с самым большим национальным флагом и забацать возле него селфи.
Однако хватит о грустном. Понятно, что ничего крамольного в выражении «украинская современность» нет. Можно выразиться и так. Если к месту, конечно, а не в контексте пафосной оценки «исторической» роли заурядных функционеров киевского режима. Да и по большому счету от перемены слов на Украине уже давно абсолютно ничего не меняется. Но… как любят говорить украинские аграрные бароны: не Ной Харари! Ведь не родился еще тот технологический уклад, в котором грузинская чача, белорусский творог и украинская кукуруза утратят свою современность! А сало всегда можно купить в Польше.
Войцех Михальски, Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|