Сам Владимир Путин исходит из того, что резерв правоохранителей для Белоруссии не понадобится, и Минск не столкнется с негативным развитием ситуации, заявили в Кремле
До этого канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что надеется, что Россия не задействует резерв правоохранительных органов в Белоруссии. По ее словам, она обсудила с Путиным вопрос необходимости суверенитета республики.
Сам Владимир Путин исходит из того, что резерв правоохранителей для Белоруссии не понадобится, и Минск не столкнется с негативным развитием ситуации, подчеркнули в Кремле. Резерв будет состоять из антиэкстремистских частей. Сформировать его попросил лично Лукашенко.
Заявления Макрона и Меркель ожидаемы, но примечательно то, что они были сделаны уже на этапе спада протестов в Белоруссии, считает политолог Георгий Бовт.
Георгий Бовт политолог, журналист «В таких случаях происходят ритуальные танцы, которые все должны исполнить. В ответ на то, что Россия применит полицейскую силу, даже не военную, гаранты западноевропейской демократии не могут же промолчать просто так и сказать: молодец, Путин, давай вперед, используй эту полицейскую силу и поддерживай Лукашенко. Нет, они должны выступить с теми заявлениями, которые от них ожидают в этом случае, и можно оценивать их по степени жесткости или мягкости. В данном случае призыв не использовать силу как бы оставляет пространство для более жестких трактовок, которые еще не произнесены. Никаких угроз санкций, никаких заявлений, что это может иметь последствия для двусторонних отношений, не сказано. Просто выражен и исполнен танец под названием «выражение надежды на то, что этого не случится». При этом и Меркель, и Макрон говорят сущую правду, потому что одной головной боли в виде Украины вполне достаточно, еще не хватало ее получить в Белоруссии. Но и Путин же тоже не зря произнес четко все свои завуалированные, так сказать, даже не угрозы, а обещания уже тогда, когда пик протестов прошел. Москва выждала достаточно значительную паузу, больше чем две недели, прежде, чем прояснить четко свою позицию. И именно сегодня прозвучало из уст Путина и заявление о том, что он признает легитимность белорусских выборов, а в горячие дни Москва отмалчивалась. Прояснения насчет возможности использования полицейского резерва для наведения порядка в Белоруссии тоже прозвучало уже тогда, когда острой необходимости в этом резерве не было, потому что протесты уже пошли на спад. Но на будущее угроза повешена в воздухе, она там будет висеть, будет служить аргументом для переговоров на тему, что, мол, если вы в Париже и Берлине так обеспокоены возможностью, что Россия выступит в роли агрессора, как вы ее всегда рисуете, тогда позвоните в Варшаву и Вильнюс и угомоните этих ребят, чтобы они не поджигали ситуацию в Белоруссии».
Business FM спросила простых жителей Белоруссии, что они думают о силовом резерве. Вот что сказал житель Минска Евгений Николаев.
«Проходит мирно акция, никто не бьет ничего, не ломает. Чем надо помогать? Помогать бить нас? Вот в чем вопрос. Видно же, что люди просто стоят, аплодируют, стоят и ждут, ждут каких-то перемен, просто мирно. Чем поможет Россия, я не понимаю. Ну, может быть, это всего лишь слова. Наверное, единственный выход, если как-то мирно вот это все чтобы решилось, стоя, ничего не делая. На предприятиях, на заводах, не выходить на работу, иначе никак. Такое ощущение, что действительно эту страну спасет женщина. Девушкам, женщинам — большой поклон, потому что силовики к ним немножко иначе относятся. Если они видят мужчину, парня молодого особенно, они пытаются убрать, вытянуть, затянуть. Девушек они не трогают».
Комментирует актриса, музыкант из Минска Анастасия Шпаковская:
Анастасия Шпаковская актриса, музыкант из Минска «В любом случае этот человек находится у власти, его поддерживает силовой сектор. Это угрозы, понятно, что все это запугивания, психическое давление на людей. Если он сказал, что он взял автомат и надел бронежилет, боясь ядерной бомбы, и сказал это официально — я не знаю, что мы дальше можем делать».
Житель Гродно Илья считает, что подобные заявления российской стороны были ожидаемыми.
— Все было логично, что его друг — Россия — прибежит на помощь.
— То есть получается, ждали уже просто какого-то такого решения?
— Да, это было предсказуемо.
Житель Витебска Артур и вовсе называет происходящее «спекталь».
«Люди, которые из России сюда приедут, омоновцы, многих это развернет. То, что могут быть провокации, и то, что уже не доказано, но очень большое подозрение, что все-таки уже здесь россияне вместе с омоновцами орудовали. Украинский сценарий показывает, что все равно в любом случае люди будут крайними, и вообще это все очень сильно похоже на какой-то спектакль. Плюс еще Европа, непонятно, то ли она признала выборы, то ли не признала. Мне кажется, мир уже поделен, сферы влияния поделены, никто не будет устраивать гражданскую войну, потому что у всех свои дела».
Мнение жителя Минска Евгения Сылки.
«Каждый воспринял по-своему. Те, которые в протестах, конечно, без энтузиазма восприняли, я видел плакат «Путин, не лезь к нам, мы справимся сами». То есть это оппозиция справится с Лукашенко, такая была логика. А тут получается, что? Это не срабатывает. Оказывается, придет и порядок наведет, что называется. Лично мое мнение, что это может быть использовано, в общем-то, подается правильно. Во-первых, это информационно нагрузить, что называется, противоположную сторону, чтобы иллюзий не было. С другой стороны, здесь протесты неоднородны, в основном они сейчас замыкаются в столице. В областных городах протесты тоже не одинаковы. Восточные города — Витебск, Могилев, Гомель, — там они уступают тем протестам, которые в Бресте и в Гродно. Естественно, туда больше внимания правоохранительных органов. Поэтому я полагаю, что Путин не должен делать «грязную» работу вместо Лукашенко».
Евросоюз, США, Великобритания и Швейцария выступили с совместным заявлением о ситуации в Белоруссии. Они потребовали от Минска не пугать протестующих военной силой. Документ опубликован на сайте представительства ЕС в Белоруссии.
Стороны указали, что солидарны с жертвами жестокого обращения и со всеми белорусами, которые требуют проведения свободных и честных выборов. Власти должны прекратить насилие и политические преследования, говорится в заявлении. Страны Запада также осудили применение насилия по отношению к протестующим и политические преследования.
Зачем страны Запада решили выступить с консолидированным заявлением и какова будет реакция, рассуждает политолог Георгий Бовт.
— В таких вопросах они вообще солидарны. Что же каждый в отдельности будет заявлять, лучше все вместе взяли и заявили. Они и раньше в подобных случаях делали подобные заявления, это стандартная процедура на выполнение определенных ритуалов политических.
— Можно ли это назвать консолидированным давлением, будут ли они оказывать его дальше или нет, в чем, собственно, здесь интерес Запада?
— Пока непонятно, во что это выльется. Потому что с одной стороны все-таки массовые протесты пошли на спад, с другой стороны, мы видим, что белорусские силовики сменили все-таки манеру общения с протестующими, и тех зверств, которые были в первые дни, сейчас все-таки не наблюдается. Под воздействием чего это произошло, мы не знаем, но тем не менее все-таки эти зверства, пытки, издевательства были характерны для первых двух-трех дней, а сейчас как явление не видно, чтобы это продолжалось. Может быть, из Москвы посоветовали помягче себя вести, может, еще кто-то что-то придумал, может, силовики сказали, что мы не подписывались на это, чтобы потом невъездными быть во всей Европе. Но тем не менее вот это так. Поэтому может дальнейших шагов не последовать, они просто не нужны. Ну, позаявляют еще что-нибудь. Пока же даже до таких решительных санкций в отношении Белоруссии дело не дошло. Вопрос обсуждается, но санкции пока еще не введены, кроме санкций в отношении физических лиц, которым запрещено въезжать в страны Шенгенского соглашения, например. Но это отнюдь нельзя назвать массовыми санкциями, каковые считались бы, если бы они были введены против начальников избиркомов, это было бы действительно жесткое и довольно массовое явление. А так все это ритуал демократических стран.
— А сам тон этого консолидированного обращения меняет что-то? Как будет на это реагировать Минск и Москва?
— Минск и Москва скажут, что не приемлем давления на те процессы, которые происходят, избавьте нас, пожалуйста, от этого давления, мы сами разберемся.
— А Лукашенко может что-то противопоставить? Вот он уже пригрозил закрыть ворота с Польшей и Литвой, чтобы они торговали и везли продукцию через Белоруссию в Россию.
— Можно заняться самострелом, в принципе мы тоже знаем, что такое ответные санкции, Лукашенко может заняться тем же самым. Но всегда платят две стороны, не только одна.
— А можно сказать, что все-таки это заявление — реакция на слова Владимира Путина о том, что создан резерв правоохранительных органов Белоруссии?
— Отчасти да. Поскольку Москва сделала определенный шаг, то и в ответ последовал тоже определенный шаг. Но как и действия Москвы, так и действия западных держав, которые сейчас в основном происходят в сфере дипломатии и публичных заявлений, еще имеют довольно много пространства для развития по пути эскалации. Это еще не пик кризиса, и настанет ли он, во многом зависит от того, как будет развиваться ситуация в Белоруссии. Если она будет каким-то образом затихать — это один вариант, а если будет новая эскалация, тогда потребуются новые какие-то шаги политические, экономические и так далее.
Под Минском и в самой столице Белоруссии в субботу прошли два автопробега в поддержку Александра Лукашенко. Участвовали более 100 автомобилей. Кроме государственных флагов республики, на нескольких авто были российские триколоры.
Акции протеста в Минске также продолжаются. В субботу проходит женский марш, в воскресенье планируется масштабная акция, рассказал Business FM корреспондент Euroradio в Белоруссии Алексей Карпеко.
— Сегодня женский марш на площади Победы, там уже много силовиков, огородили. Но люди пока еще только-только начинают собираться, еще там не очень много людей, но силовиков сюда уже согнали очень много. Но сегодня, кроме женского марша, ничего не будет. Завтра планируется большой марш. У Лукашенко завтра день рождения, в том числе будет акция «Подари подарок Лукашенко», не знаю, как все это будет выглядеть, это все оппозиционное. Я даже боюсь себе представлять, что белорусы принесут Лукашенко, все что угодно может произойти, если честно, любой полет фантазии.
— А со стороны властей, какие-то мероприятия, может быть?
— Проходят какие-то автопробеги с флагами, был велопробег с сыном Лукашенко, он и спортсмены проехались немного по городу. Но никаких крупных акций государственных не планировалось в противовес оппозиционным, как они это пытались сделать вначале. На этой неделе акции были не сильно массовые, потому что силовики постоянно всех винтили по вечерам, но на выходных людей всегда больше. Завтра будет большой марш.
Тем временем членов Координационного совета оппозиции Белоруссии Ольгу Ковалькову и Сергея Дылевского перевели из одного изолятора временного содержания в Минске в другой. В понедельник к ним будет пытаться попасть адвокат.
25 августа суд приговорил их к десяти суткам административного ареста. Оба были задержаны в районе Минского тракторного завода по обвинению в организации несанкционированной стачки на предприятии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+