После массовых протестов, забастовок и обращенных к Александру Лукашенко призывов оставить президентский пост — словом, после спорных выборов возникло предположение, что его длительное пребывание у власти в Белоруссии, возможно, подходит к концу.

Однако, многие ожидают, что в дальнейших событиях в Белоруссии решающую роль сыграет президент России Владимир Путин.

Руководство России расценивает безопасность собственного государства и общества в тесной связи с политической ориентацией своих соседей. Это, в частности, относится к тем странам, которые когда-то входили в состав Советского Союза и которые Россия порой называет «ближним зарубежьем».
Вот почему маячащие на горизонте масштабные политические перемены в любой соседней стране всегда служат предметом беспокойства Москвы и почти всегда сопряжены с какими-либо ответными мерами.

У России и Белоруссии крепкие исторические, этнические и лингвистические связи, и Москва в течение целого поколения поддерживала власть Лукашенко. Однако в последнее время отношения между Путиным и Лукашенко были напряженными. Россия сократила свои щедрые экономические субсидии, и Лукашенко стал для Москвы скорее источником раздражения, нежели верным союзником.

Тем не менее, в ходе этого кризиса Лукашенко обратился к Путину за помощью, зная, что поддержка Москвы — возможно, единственное, что отделяет его от катастрофы.

Чтобы понять факторы, способные подтолкнуть Россию к решениям в отношении Белоруссии, полезно будет проанализировать сценарии реакции Москвы на разнообразные предыдущие перемены у ближайших соседей.

Проблемы стабильности

Нестабильность, особенно когда она принимает форму массового насилия и вооруженного конфликта, — это тип перемен, который с максимальной вероятностью подтолкнет Россию к немедленному применению силы. Это не раз происходило в 1990-е годы, когда борьба за политическую власть и контроль территорий происходила чаще всего, например, гражданская война в Таджикистане и сепаратистские движения в Грузии и Молдавии.
В ответ на эти ситуации Россия развертывала миротворческие силы, часто одновременно с вооруженными силами других постсоветских государств, чтобы положить конец сражениям, принудить к миру или к такой заморозке конфликтов, которая бы защищала интересы России.

Для Белоруссии этот сценарий маловероятен: оппозиция здесь вела себя на удивление мирно. И тем не менее, к заявлениям министра внутренних дел, Юрия Караева, что протестующие нападали на полицию, следует отнестись внимательно.

Подобные голословные утверждения делаются не только для того, чтобы оправдать злоупотребления, пытки и убийства, — они подразумевают, что оппозиции недостает уважения к закону и порядку и она подтолкнет страну к хаосу и насилию, стоит ей только позволить взять контроль в свои руки. Эти шифрованные сообщения нацелены как на общество в Белоруссии, так и на наблюдателей в Москве.

Серьезным источником беспокойства России является опасение, что к власти в соседнем государстве придет прозападное правительство. Путин считает, что Запад относится к России с неизменной враждебностью и всегда ищет возможность подорвать интересы безопасности Москвы. Эта позиция в сочетании с антагонистической игрой — выигрыш одной стороны в которой эквивалентен проигрышу другой стороны — превращает вероятность лояльности близкого соседа Западу в поистине тревожную перспективу.

Вот почему украинская революция на Майдане в 2013-2014 годах вызвала столь бурную реакцию со стороны Москвы. Основным требованием протестующих и оппозиционных партий были более тесные экономические и политические связи с Европейским союзом, а не с возглавляемым Россией Евразийским экономическим союзом. Прозападная ориентация постмайдановских правительств в Киеве включала в себя открытые призывы о вступлении Украины в ЕС и НАТО.

Помимо аннексии Крыма, действия России на Украине включали в себя участие военных, тайную транспортировку войск и вооружения, а также многостороннюю кампанию по дезинформации.

Белоруссия вряд ли пойдет по стопам Украины. Лидеры ее оппозиции и протестующие сосредоточились на внутриполитических и экономических проблемах. Антироссийская или прозападная риторика на удивление отсутствовала. Одного из протестующих, несшего на одном из мероприятий флаг Европейского союза, толпа единомышленников даже раскритиковала за то, что он принес иностранный флаг.

Лукашенко и государственные СМИ пытались дискредитировать оппозицию, заявляя, что ее поддерживают иностранные силы. Они утверждают, что в случае перехода власти в руки оппозиции, она введет откровенно антироссийскую политику, например, запретив использование русского языка.

Балансируя на грани

Эти сообщения в такой же степени нацелены на Кремль, как и на обычных граждан Белоруссии в расчете, что они убедят Путина вмешаться и спасти Лукашенко и его режим, если оппозиция продолжит укреплять свои позиции.

Наиболее оптимистичный сценарий для политических перемен в Белоруссии с минимальной реакцией со стороны Москвы — это прецедент, имевший место в Армении. В 2018 году здесь произошла смена режима, последовавшая за народными протестами против фальсификаций на выборах. Новое руководство страны постаралось сохранить хорошие отношения с Россией, и ничто не указывало на активное вмешательство Кремля.

На то, что реакция России на политические беспорядки в Белоруссии еще должна быть сформулирована, указывают репортажи российских новостных СМИ. В России с целом положительно говорили о протестующих, однако последовательной позиции относительно того, кто представляет лучшее будущее для Белоруссии, Лукашенко или его оппоненты, представлено не было. Это служит отражением отсутствия указания из Кремля о том, какую линию следует избрать в этих событиях.

В действительности Путин, возможно, не хочет спешить на помощь Лукашенко, особенно, если на горизонте Минска появится другой, приемлемый для Москвы, лидер.

Дженнифер Мэзерс — старший преподаватель по международной политике в Университете Абериствит (Aberystwyth University).

 

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.