Россия первой зарегистрировала свою вакцину против коронавируса, КНР – второй. А где самовлюблённый светоч прогресса – Запад? Позади, в бессильных слезах и бессвязных воплях. Западу сегодня плохо. В гонке вакцин он – что коллективно, что порознь – уже на непочётном третьем месте. И даже раскрошив от злости клыки ему, по большому счёту, нечего ответить на успех России, кроме обвинения её в нарушении процедуры.
Дескать, посмела, подлая, заявить о регистрации вакцины до того, как та прошла необходимую по всем вирусологическим канонам третью стадию испытаний. Массовых. По большинству выборок групп населения. Отчего в западном фармацевтическом сообществе и в прессе с облегчением переводится дух. И стрелки – на политику и пропаганду. Очередной, мол, пиар-ход Москвы. Вон даже назвать вакцину именем "Спутник" не постеснялась, бесстыжая. Издевательски напоминая об историческом, до конца времён, приоритете русских с выходом первыми в космическое пространство.
Но истерика истерикой – а что же на деле диктует такую реакцию западных варваров? Так варварство же! Например, там не желают понимать, что у суверенных стран может быть собственное законодательство. И, например, в России оно запрещает выставлять лекарственное средство на массовые испытания, пока оно не зарегистрировано по всей необходимой процедуре. Включающей доказательства надёжности, безопасности и достигаемости заявленного эффекта. Каковые доказательства подтверждаются научными отчётами, формулами, описаниями технологии и – результатами испытаний на первых двух фазах. То есть – на здоровых добровольцах.
Но главное, откуда вся ярость, – их собственное, западных фармацевтических корпораций, осознание, что от России они реально отстали. Причём не только по срокам, но и по технологиям.
Богатство выбора, но…
Стоит напомнить, что на этом фоне весьма достойно повёл себя Китай. Да, там тоже взволновались и тоже испытали не самые приятные ощущения от известий из Москвы. Тем паче, что китайцы реально добились большого прогресса с получением вакцины и что греха таить – раньше нашего закончили испытания на фазе II и перешли к испытаниям на фазе III.
Но китайцы волнуются в основном из-за бизнеса. Как и Запад, впрочем. Но в отличие от варваров держат себя в рамках. Похоже, исходя из двух соображений: во-первых, их собственный рынок в 1,4 миллиарда китайцев никто у них не отнимет; а во-вторых, их платформа вакцины реально проигрывает русской платформе.
Ибо они пошли по пути векторных (рекомбинантных) платформ, когда вакцина, полученная методами генной инженерии, доставляется в клетки организма знакомыми ему, только обезвреженными патогенными вирусами. В этой технологии есть значимые преимущества, но и ряд недостатков, в значительной части порождаемых достоинствами такой технологии. Если по простоте, то на эти самые знакомые патогены – их называют аденовирусами – организм поднимает все защитные силы, задействуя уже имеющийся иммунный аппарат. За тысячи лет всяких ОРВИ, от которых ещё пещерные люди наверняка чихали, такой аппарат встроился уже на генном уровне. Но с другой стороны, эта же иммунная реакция грозит уничтожить – или, как точнее формулируют учёные, произвести лизирование, то есть растворить – ту самую доставляющую платформу до того, как она успеет "познакомить" клетки организма с новым врагом. Соответственно, организм не выработает необходимые антитела.
И вот тут китайцы выбрали в качестве платформы аденовирус типа Ad5. Но антитела к нему присутствуют по меньшей мере у половины населения Земли. Что, с одной стороны, обеспечивает надёжность иммунной реакции организма, а с другой – и большие риски того, что эта иммунная реакция будет чрезмерной. Ну вот как если бы на войне, обнаружив тени на нейтралке, рота обрушила на них весь свой огонь, уничтожив собственную разведгруппу с важным языком на горбу.
Потому китайцы уже сегодня рекомендуют проводить вакцинацию в два этапа – один укол, а через 28 дней – второй. Чтобы повысить вероятность доставки языка второй разведгруппою...
Альтернатива
В предыдущем материале Царьград рассказал о том, что русские исследователи пошли примерно по тому же пути – векторные платформы сегодня самые перспективные, – но с важной поправкою. Для своей платформы они добавили аденовирус 26-го типа (Ad26). С ним человечество знакомо меньше, так что вероятность достижения "разведгруппой" своих "окопов" повышается в разы.
Во всяком случае, испытания подтвердили, что после инъекции "Спутник-V" антитела были найдены у 100 процентов русских испытателей. В отличие от китайских с их вакциной.
Вот с этим подходом китайцы внутренне смиряются, тем более что Россия не только не отказывается, но и в лице своего Минздрава уже одобрила проведение на своей территории третьей фазы испытаний китайской вакцины Ad5-nCoV. Более того, после регистрации вакцины (если всё пройдёт нормально в соответствии с критериями, принятыми в России) её "будут производить в Московской области и поставлять на рынки России и стран СНГ".
Так и поступают цивилизованные нации в цивилизованном мире. Вакцин много не бывает, и договориться к взаимному удовлетворению всегда можно. Если, правда, в головах договаривающихся нет иллюзий, что друзей лучше всего заводить, подгоняя к их берегам авианосцы...
А что же предлагается в другом, варварском мире?
Небольшая научная справка. В целом для создания антивирусных вакцин есть три основных пути. Первый – использовать безопасные по причине сильной ослабленности (аттенуированные) штаммы живых вирусов. Второй – использовать убитые (инактивированные) вирусы или, шире, реорганизованные белки. Третий – слепить вакцину генетическими методами, вообще не используя вирус-возбудитель. Это те самые рекомбинантные вакцины на основе ДНК и РНК.
Судя по недавнему высказыванию руководителя программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майкла Райана, в мире пошли по всем этим путям. По словам международного чиновника, испытания проходят 165 вакцин; из них 69 – вакцины на основе реорганизованного белка, 42 – на основе вирусного вектора, 37 – вакцины на основе нуклеиновых кислот, 14 – инактивированные вакцины, 3 – живые аттенуированные вакцины. Клинические испытания начали 26 вакцин, на фазе III – 6 вакцин.
В первых рядах догоняющих нас с китайцами находятся США, Великобритания и Германия.
Американцы взялись делать вакцину на основе матричной РНК. Путь очень интересный и перспективный, по мнению учёных, консультировавших Царьград по этой теме. Матричная РНК (мРНК) – это некий вирусный конструкт, по структуре похожий на ДНК вируса, но не встраивающийся в клеточный геном. То есть мРНК "вклеивают" в наночастицу, которая и доставляет свой груз в клетку-мишень. Там мРНК начинает работать в качестве "компьютерного" программного кода, который запускает собственное производство клеткой элементов вируса. А уже те запускают иммунный ответ организма.
В определённом смысле технология, схожая с рекомбинантной, только вообще без вируса. Проблема пока только одна: слишком она новая. Никто не знает, как она будет взаимодействовать с организмом человека.
Занимаются исследованиями и испытаниями такой вакцины две американские компании – BioNTech (в сотрудничестве с германской фармацевтической корпорацией Pfizer) и Moderna (в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром вакцин NIAID). Обе вакцины начали испытания на фазе III, а президент Трамп уже даже объявил о соглашении с Moderna по закупке 100 миллионов доз препарата.
С фармацевтическим гигантом Pfizer ведёт также совместную разработку вакцины германская BioNTech. Тоже до конца года собираются сотворить 100 миллионов доз.
Англичане пошли по пути создания также рекомбинантной вакцины. Оксфордский университет и фармацевтическая компания AstraZeneca создали векторную платформу тоже на основе аденовируса, только... обезьяны. Достаточно смелый ход: против аденовирусов, что донимают шимпанзе, у человечества точно не выработано антител, так что иммунный ответ организма ожидается узконаправленным. Таким образом, антитела не успеют накрыть" разведгруппу" до того, как она доставит "пленного" в клетку для ознакомления с ним иммунной системы.
Однако на деле результаты оказываются пока не радужными: более 60% испытателей вакцины на основе "обезьяньего" аденовируса объявили о негативных явлениях, включающих повышенную температуру, головную боль, боль в мышцах, общее недомогание.
Другие альтернативы
Необходимо добавить только, что и у нас, и в других странах продолжаются работы и на других направлениях.
Американцы вместе с индусами занимаются вакцинами на основе ослабленного вируса. Это надёжно, проверено веками (ещё когда придумали прививки от оспы на основе возбудителя коровьей оспы), а главное, иммунитет держится дольше всего. В случае COVID-19 это особенно важно, потому что к коронавирусным инфекциям не всегда формируется стойкий иммунитет. Инактивированные – или, на сленге вирусологов, "убитые" – вирусы вкладывают в платформу для вакцины опять китайцы и, кстати, опять из компания Sinopharm, что испытывает и рекомбинантную вакцину.
Но теми же направлениями занимаются и в России. И тоже небезуспешно. И в государственном, и в частном секторе.
Таким образом, всю широту исследований и испытаний можно пока вынести за скобки. Возможно, какие-то вакцины на этом поле окажутся просто чудесными и эффективными до невероятия. Те же опыты с мРНК обещают, как сказано, широкие перспективы.
Но люди умирают от коронавируса здесь и сейчас. И спасать их надо здесь и сейчас. Вакцинацией – в первую очередь. Потому многообещающие перспективы и неспешные отработки препарата в течение двух-трёх лет приходится отставить на "мирное" время. А здесь и сейчас нужна вакцина. Рабочая, эффективная, спасительная.
И вот здесь и сейчас Россия – впереди.