На мели

Пока Администрация морских портов пытается стащить с мели танкер Delfi напротив пляжа «Дельфин», в Индийском океане раскололся японский танкер и нефть вытекает прямо на рифы. Подобные морские ситуации – дело житейское. Нередко корабль легче построить, чем стянуть с мели или распилить. Один из новейших любопытных примеров – «Коста Конкордия», чей подъем обошелся в $1,2 млрд. Не менее интересны истории о крейсере «Мурманск», теплоходе «Рио», морском рефрижераторе “Петрозаводск” и других гигантах, оказавшихся на мели.

 

Назвать танкер Delfi гигантом язык не поворачивается. По морским меркам корабль небольшой. И напоминает лошадь, которую всю жизнь гоняли с тяжелыми грузами, не щадили, и в конце концов она упала на бок и не дышит.

К старому танкеру в последнее время относились плохо. За свою 45-летнюю жизнь он сменил несколько названий, флагов и собственников. В 2019-м владельцем стала подставная британская фирма из Бирмингема Atenia Holding Ltd, которая сейчас называется Frio Fondo LP. На самом деле собственники были причастны к контрабанде нефти, а само судно, у которого отказали ходовые механизмы, держали “на привязи” в море как нелегального заправщика.

Жалко экипаж, который едва не погиб во время шторма, оставаясь на полузатопленном “корыте” до последней минуты. Говорят, что ему запрещали покидать судно. Спасатели сняли двух членов экипажа и капитана в ледяной ноябрьской воде уже после того, как танкер полностью склонился на правый бок, а волны накрывали рубку.

Конечно, в этой истории мало общего с самым знаменитым крушением последних лет – катастрофой огромного круизного лайнера «Коста Конкордия» в ночь с 13 на 14 января 2012 года в Тирренском море вблизи итальянского острова Джильо. Разве что холодная вода и дальнейшая необходимость что-то делать с судном, севшим на мель.

На самом деле лайнер со 4229 людьми на борту не сел на мель, а налетел на рифы на пути следования из Чивитавеккьи в Савону. Гранит проделал в корпусе 53-метровую пробоину. В поврежденных отсеках размещалась судовая энергетическая установка. В течение одной минуты жизненно важные узлы и агрегаты оказались выведены из строя. Как и одесский танкер, круизный гигант стал неуправляемым.

Несколько часов команда пыталась его спасти, а затем началась эвакуация – одна из самых позорных страниц в истории европейского мореплавания. Никакого благородства в стиле фильмов о “Титанике” многонациональная команда не проявляла, за исключением отдельных эпизодов.

За время подготовки лайнер “прирос” бортом к рифу. Его пришлось оторвать от скал, откачать воду и заполнить понтоны воздухом. После поднятия над поверхностью очередной палубы подъем прекращался, чтобы слить с нее сотни тонн воды. На это уходило до 11 часов. За 9 дней теплоход поднялся на 14 метров

Посадка в шлюпки велась неорганизованно, пассажиры отталкивали друг друга и не давали пройти вперед ни беременным, ни женщинам с детьми. Только 30-летний барабанщик корабельного оркестра Джузеппе Джироламо уступил свое место в шлюпке двум детям. В итоге тело музыканта извлекли водолазы спустя несколько дней – он так и не смог спастись.

Группа филиппинских стюардов, надев оранжевые жилеты пассажиров, а не зеленые экипажа, первой заняла места в одной из шлюпок и ногами отпихивала пытающихся сесть пассажиров.

Капитан сбежал, не дожидаясь конца эвакуации. Разыскивать людей, застрявших в разных частях корабля, остались штурман Симон Каннес, судовой врач Сандро Чинквини и специально прибывший на корабль заместитель мэра Джильо (крошечного городка с населением в 600 человек) Марио Пеллегрини. Они выводили пассажиров из залитых помещений и помогали им спускаться к спасателям. Среди спасенных ими было 10 человек, которые не могли самостоятельно передвигаться. Еще 32 человека погибли или пропали без вести.

Подъем «Коста Конкордии» оказался сложнейшей инженерной задачей. Распилить 300-метровое судно не могли: на это ушло бы около четырех лет, и сильно загрязнилось бы море. Лайнер, лежащий на боку, решили поднять с помощью 30 резервуаров для воздуха – понтонов высотой более 30 м и весом 20 тонн. Громадные секции приваривались к левому борту на расстоянии 48 мм друг от друга. Получившаяся конструкция вмещала 66000 м³ воздуха.

На подготовку оборудования ушло полтора года. Для начала под «Коста Конкордию» подложили огромные тканевые мешки. Позже их накачали цементом, и таким образом образовались бетонные подушки объемом по 40-50 м³ каждая. Инженерами была спроектирована конструкция, изготовленная по форме носа, аналогичная по устройству с бортовыми понтонами.

За время подготовки лайнер “прирос” бортом к рифу. Его пришлось оторвать от скал, откачать воду и заполнить понтоны воздухом. После поднятия над поверхностью очередной палубы подъем прекращался, чтобы слить с нее сотни тонн воды. На это уходило до 11 часов. За 9 дней теплоход поднялся на 14 метров.

За это время несколько человек получили травмы, а один водолаз погиб. По окончании операции корабль встал так, что ватерлиния проходила на уровне между третьей и второй палубами. Наконец, 23 июля 2014 года работы стоимостью $1,2 млрд. завершились. «Коста Конкордия» была отбуксирована в Геную к месту утилизации.

Другие примеры менее яркие, но весьма поучительные. В начале января 2012-го на атлантическом побережье Франции прошла уникальная операция – утилизация 4 000-тонного сухогруза «Бремен», севшего на мель из-за урагана 16 декабря 2011 года. Судно было признано полностью потерянным и разделано на месте аварии механическими монстрами с гидравлическими клешнями.

Сотни туристов, приезжавших отдыхать на Черное море, непременно взбирались на танкер ради снимка. В 1979 году судно стало ржаветь. В целях безопасности основную часть танкера демонтировали. А в 2005 году судно выкупили на металлолом. Но смогли распилить только половину танкера. Остатки должны убрать в этом году

Сложнее пришлось норвежцам с крейсером «Мурманск», построенным в 1953 году и служившим в составе Северного флота ВМФ СССР и выведенным из эксплуатации в 1989 году. 4 декабря 1994 года, во время буксировки в Норвежском море, крейсер попал в шторм. Тросы буксира не выдержали 15-метровых волн, и «Мурманск» выбросило на скалы острова Сёрёйа вблизи деревушки Сёрвер (Норвегия).

Летом 1995 года кораблю исправили крен, но попытка отбуксировать его оказалась безуспешной. До 2010 года он ржавел во фьорде, став местной туристической достопримечательностью и объектом для развлечений. А дальше крейсер распилили, для чего возвели мол и организовали сухой док. Обошлось это в $34,8 млн. На утилизацию ушло 3 года – с 2010-го по 2013-й.

Некоторые корабли так и не смогли сдвинуть с места. В том числе российские «Рио» и «Петрозаводск». Последний – транспортный рефрижератор, построенный в Дании в 1980 году как «Заполярье». 11 мая 2009 года сел на мель у острова Медвежий (Норвегия). Экипаж был спасен, а расследование показало, что капитан и его помощник употребляли алкоголь.

В момент аварии на судне находились 54 тонны опасных химикатов, в том числе 40 тонн топлива. В районе же аварии расположен птичий заповедник, и норвежцы были в панике. В ходе нескольких экспедиций в экстремальных условиях были проведены работы по удалению остававшегося на борту топлива, фреона и красителей. Судно же осталось в холодном море и стоит там до сих пор.

Теплоход «Рио» 12 декабря 2018 года выбросило на мель в Краснодарском крае, возле села Кабардинка после шторма. С тех пор он стоит у берега. Судно выкупили частники, которые стали проводить на «Рио» экскурсии и даже открыли кафе. Чтобы корабль снова спустить на воду, нужно откачать 130 тонн мазута, затем проложить дорогу для тяжелой спецтехники, чтобы снять его с мели. Пока идут подготовительные работы.

Относительно недалеко от “Рио” в Туапсинском районе стоит еще одно севшее на мель судно – танкер «Руссильон». Стоит (внимание!) с 1967 года. Резкие порывы ветра сорвали танкер с якоря и вынесли на прибрежную отмель, где был очень сложный, «коварный» подводный рельеф.

Сотни туристов, приезжавших отдыхать на Черное море, непременно взбирались на танкер ради снимка. В 1979 году судно стало ржаветь. В целях безопасности основную часть танкера демонтировали. А в 2005 году судно выкупили на металлолом. Но смогли распилить только половину танкера. Остатки должны убрать в этом году. Ни на что не намекаю, никаких параллелей с Delfi не провожу. Просто еще одна история о корабле, оказавшемся на мели и застрявшем там на многие десятилетия.