Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов более чем разносторонняя личность. Врач по профессии, президент — по «счастливой» случайности, он еще и плодовитый писатель, сумевший выпустить в свет больше книг, чем мировые классики — Чарльз Диккенс и Александр Дюма-старший. Известно, что последние двое строчили и строчили свыше всякой меры. Вдохновенно строчит и Бердымухамедов — в августе он завершил работу над новым, 53-м томом своих произведений. По данным государственного информагентства ТДХ, книга называется «Духовный мир туркмен» и посвящена традициям нации.
Отмечается, что в одной из глав Аркадаг разъяснил, что есть «красота жизни, благоденствие на земле, вечность сущего, значение науки и образования в развитии общества, принципы здорового образа жизни, трудолюбие, гостеприимство, дружеские и братские отношения, нравственные устои и единство». Президентский труд изобилует национальными пословицами и поговорками, мудрыми изречениями.
Говоря о «красоте жизни», развитии общества, «нравственных устоях» и «здоровом образе жизни», сам Бердымухамедов этого самого образа строго придерживается — увлечен велосипедным и всяким другим спортом, рыбалкой, пешими прогулками и прочим полезным и приятным времяпрепровождением. Но как себя при этом чувствуют — физически, морально, нравственно и материально — граждане страны, которой он рулит?
Как известно, мировая пандемия COVID-19 Туркмению каким-то чудом «обошла». В нее долго ломились эксперты ВОЗ, чтобы самим убедиться в диве дивном, и их, наконец, впустили на «Родину процветания». Правда, накануне визита миссии Бердымухамедов и его правительство в полном составе ушли в отпуск: перетрудилось, готовя республику к приезду иностранных экспертов, «зачищая» любой намек на то, что больные коронавирусом в стране все же есть. ВОЗовцы, как уже писал «Росбалт», не рискнули прямо поделиться своими сомнениями, и рекомендовали Туркмении вести себя так, будто COVID-19 в ней все же есть. А изобретательная туркменская власть, прежде штрафовавшая своих подневольных граждан за ношение медицинских масок, срочно их на всех нацепила. Нет, не в целях защиты от коронавируса, а от какой-то вредоносной пыли, которая почему-то требует также соблюдения дистанции между людьми в два метра, закрытия крупных торговых центров, парков, театров и т. д.
Видимо, у вернувшихся «домой» экспертов ВОЗ от посещения «некоронной» Туркмении все же остался неприятный осадок. Или победила профессиональная ответственность. В режиме онлайн гендиректор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус и директор европейского регионального бюро этой организации Ханс Клюге встретились с Бердымухамедовым. Как сообщил на своей странице в Facebook господин Клюге, президенту Туркмении была высказана серьезная озабоченность в связи с ростом количества больных пневмонией в отсутствии коронавируса. Прозвучал призыв позволить экспертам ВОЗ провести независимое тестирование непосредственно в республике и забрать соответствующие материалы для их изучения в ВОЗовских лабораториях.
Виданное ли дело — Аркадаг согласился! Хотя, вполне возможно, что он и на этот раз будет мурыжить миссию с доступом в свою вотчину. Президент подтвердил, и об этом пишет государственное информагентство, распространение в республике «воспаления легких неизвестной этиологии». По его предположению, болезнь вызывает новый коронавирус. То есть понимать это надо так: пресловутого COVID-19, поставившего весь мир с ног на голову, в Туркмении нет и не было, но, возможно, она подцепила какой-то «эксклюзивный» вирус.
Но как государство, главой которого является врач, заботится о заболевших какой-то странной пневмонией? На этот вопрос отвечает «Хроника Туркменистана». Так, в Лебапской области пациентов с пневмонией принудительно держат в больницах не оттого, что они сопротивляются лечению, а потому, что за один день пребывания в стационаре с них требуют 800 — 1000 манатов ($229 -286): «Если человек умирает, платить за неудавшееся лечение приходится родственникам. Дополнительно с них требуют по 60 манатов ($17) за пластиковый мешок для трупа».
Источники издания также рассказали, что обычно медики сразу после смерти требуют, чтобы в больницу приехали двое родственников — желательно мужского пола. Им выдают тело и предписывают, чтобы его немедленно везли на кладбище и захоронили, не открывая мешка и не проводя никаких ритуалов. Также власти настаивают на том, чтобы могилы были незаметными, без надгробных камней и других опознавательных знаков. Это требование появилось после того, как независимые журналисты начали подсчитывать количество свежих могил на фотографиях со спутников.
А Turkmen.news поведало, что с пациентов еще и требуют взятки за подключение к аппаратам искусственной вентиляции легких. Стоимость одного дня на ИВЛ составляет эквивалент $400, и платить следует сразу за десять дней. Отмечается также, что на формальном уровне в Туркмении существует обязательное медицинское страхование, но оно позволяет лишь незначительно удешевить лечение.
Собственно, такой «здоровый» подход к нездоровым людям практикуется не только в случаях пневмонии. Было бы смешно, если б не было так грустно: даже в лучшем медицинском учреждении Туркмении — Международном центре перинаталогии и гинекологии «Эне Мяхри» в Ашхабаде, пациентки обязаны приносить с собой лекарства, перевязочный материал, памперсы для себя и новорожденного, катетер, клизму, хирургические перчатки и… скальпель — на случай кесарева сечения.
Но и это не все, что касается «повадок» системы вообще, а здравоохранения — в частности. «Хроника Туркменистана» пишет, что сотрудников бюджетных учреждений и крупных частных компаний обязывают пройти медицинское обследование на предмет выявления коронавируса. Но поймаешь ли его, если соответствующие процедуры проводятся за деньги и, преимущественно, «для вида»? Выход из положения найден привычный: справку просто покупают, чтобы не толкаться без толку во врачебных кабинетах.
Но и медикам живется несладко. По данным «Азатлык», Туркмения недавно получила гуманитарную помощь от ВОЗ почти на 500 тыс долларов. По просьбе министерства здравоохранения республики, в нее были включены средства защиты, в том числе маски для медперсонала. Теперь их продают медикам, а не раздают бесплатно. И, кстати, в аптеках маски в дефиците, а достанешь — заплатишь бешеные деньги.
Сообщается также, что в местных больницах небывалый наплыв пациентов с симптомами COVID-19. Стационары не справляются с количеством больных, хотя многие, даже с подтвержденным положительным тестом на коронавирус, лечатся дома, а «на работе оформляют болезнь не больничным листом, а отпуском или отпуском без сохранения содержания. Это происходит даже в такой организации как министерство финансов».
Но вернемся к медикам. Они посмели потребовать от властей улучшения условий труда — в Туркменабаде соответствующую «бумагу» в городскую администрацию подписали 120 врачей. Они жалуются на отсутствие индивидуальных средств защиты от коронавируса, лекарств для больных и необходимого медицинского оборудования. Врачи также просят открыть для них общежития, чтобы они после смены не возвращались домой и не разносили заразу. Но — тщетно. Более того, «смельчакам» пригрозили уголовной ответственностью.
В общем, пока Аркадаг занимался сочинительством и отрицанием наличия в республике больных с COVID-19, над городом нефтяников Туркменбаши из самолета распыляли антисептик: «Азатлык» связывает это с пандемией коронавируса нового типа. В течение трех дней жителям запретили выходить из дома. Деньги на дезинфекцию в размере 100 манатов с человека ($28,5) собрали с чиновников, бюджетников (учителей, медиков), нефтяников, энергетиков и военных.
В общем, народ запуган, и его легко «заткнуть» — но только не вырвавшихся с «Родины процветания». Turkmen.news сообщает, что в Вашингтоне проживающие в США соотечественники Аркадага с государственными флагами Туркмении, с плакатами «Остановите диктатора!», «Спасите Туркменистан!», «ВОЗ лжет, туркмены умирают» устроили шествие по центральным проспектам американской столицы, останавливаясь с символическими черными гробами перед зданиями посольства Туркмении, Конгресса США и одного из отделений ВОЗ. Они скандировали на английском языке: «Кто мы? — Туркмены! — Чего мы хотим? — Свободы! — Когда хотим? — Сейчас!»
Обращаясь к ВОЗовцам, участники акции требовали: «Go back and look again!», то есть «Вернитесь (в Туркмению) и посмотрите еще раз!». В доказательство того, что коронавирус в Туркмении не просто есть, а от него сотнями умирают люди, участники акции протеста установили перед зданием ВОЗ несколько гробов с надписью RIP, что значит «покойся с миром». А саму ВОЗ они переименовали во «Всемирную бесполезную (беспомощную) организацию».