Долгое время критика чрезмерной зависимости экономики России от Запада была далеко не мейнстримом. Но теперь мысли о самостоятельном планомерном развитии звучат всё чаще, порой от тех, от кого этого совсем не ожидаешь. Так на прошлой неделе миллиардер Олег Дерипаска назвал «пофигистичным» отношение государства к санкциям и посетовал на несовершенство действующих инвестиционных механизмов. По словам «ельцинского олигарха», из-за этого российская экономика быстро чувствует болевой эффект от санкций Запада.
Под ударом западных санкций всё чаще оказывается основа бизнеса «энергетической сверхдержавы» — вывоз за рубеж сырья. Но не только. Если вдуматься, ограничения действуют на многие и многие отрасли, особенно там, где есть хоть какие-то наметки на создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Например, санкции сдвинули на несколько лет серийное производство перспективного российского ближне-среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Сам же Дерипаска — классической пример того, как США ставят на колени «энергетическую державу» и ее баронов. Он начинал карьеру с торговли металлами и покупки акций Саяногорского алюминиевого завода, в дальнейшем стал контролировать крупнейшие алюминиевые и энергетические активы на Урале и в Сибири. В 2018 году попал под санкции из «Кремлёвского списка», обвалившие акции «Русала» на Московской и Гонконгской биржах. Позже ограничительные меры с подконтрольных Дерипаске компаний были сняты, но сам он остался под санкциями.
В результате этого крупнейшие предприятия по сути ушли под управление США. И дамоклов меч до сих пор висит над автомобилестроительной группой «ГАЗ» — тоже близкой к «опальному бизнесмену». Санкции в отношении группы были введены в апреле 2018 года. В полную силу ограничения пока не начали действовать. В июле 2020 года OFAC еще раз перенесло дату их вступления в силу. Недавно «ельцинский олигарх» заявил, что США пытаются «отжать» уже и флагман российского машиностроения. «Американцы в наглую отжали бизнес у продвинутой китайской компании. Так же пытаются отжать ГАЗ у российских акционеров, с молчаливого согласия ЦБ РФ», — написал Дерипаска в своем телеграм-канале. Как считает миллиардер, наш Центробанк де-факто поддерживает соблюдение режима введенных Вашингтоном санкций.
При этом его изумляет, что в России нет структуры, отвечающей за противодействие западным санкциями, за выработку каких-то скоординированных мер поддержки.
По данным бизнесмена, в Соединённых Штатах разработкой санкций против других стран занимаются не менее 5 тыс. человек, а в России минимизацией эффектов от санкций — всего четверо. «Мы с 2014-2018 годов абсолютно пофигистично к этому относимся. Нам не нужно 5 тыс. человек, но тысяча и созданные подразделения во всех ведомствах должны работать. Платежные расчеты, обеспечивающие экспорт-импорт, должны быть реализованы. Я уже не говорю про цифровые активы и про всё, что связано с новыми цифровыми технологиями», — рассказал он РБК.
В последнее время Вашингтон прибегает к введению санкций всё чаще — физические и юридические лица попадают под них на основе «списка Магницкого», «кремлёвского доклада», за работу в Крыму, за оказание помощи КНДР, Сирии или Венесуэле и так далее. В общем, команда в пять тысяч человек готова найти повод, чтобы наказать любого, кто покажется неугодным действующей американской администрации. Мало что зависит от того, занимают Белый дом республиканцы или демократы — в этом отношении они поразительно единодушны.
Раньше много говорилось о том, что Соединённые Штаты так легко вводят санкции из-за незначительной роли России в двусторонней торговле. Однако теперь Вашингтон ведёт серьёзную торговую войну и со своим главным внешнеторговым партнёром — Пекином. В КНР подчёркивают, что не настроены продолжать войну, но не оставят нападки Вашингтона без ответа. В итоге антикитайские санкции США получают симметричный ответ.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что России действительно необходим штаб, который может комплексно рассматривать вопросы санкционной войны, ведущейся в долгую.
«Только недалёкие люди могут предполагать, что это что-то, что может само собой сойти на нет. Мы должны зафиксировать, что находимся в долгом геоэкономическом противоборстве, и это фактор, который нужно учитывать в масштабных программах и в целом в стратегиях экономического развития страны. C точки зрения полномочий, это должен быть межведомственный орган типа Совбеза, а с точки зрения компетенций, это должен быть прежде всего аналитический штаб, который комплексно, прицельно, по разным направлениям и отраслям отслеживает риски, связанные с санкционной войной, возможные превентивные меры реагирования», — рассказал он.
Промышленник, основатель МЭФ Константин Бабкин счёл высказывания Дерипаски в целом правильными.
«Протекционизмом, поддержкой своей продукции и реакцией на ограничение доступа её на другие рынки нужно заниматься. Другое дело, что эта политика не должна носить характер реакции на внешние раздражители, а должна быть последовательной, обеспечивающей нашему производителю условия не хуже, чем у производителей других стран. Это касается и доступа на наш, и на внешние рынки. Поэтому я поддерживаю Дерипаску в этом отношении», — отметил Константин Бабкин.
Кроме того, в сформулированном на МЭФ понятии «Новый курс» есть ещё одно важное предложение — радикально снизить налоги, причём налоги для модернизации предприятий и налоги на производство энергоносителей, чего не звучит в высказываниях Дерипаски.
Вместе с тем Константин Бабкин указывает, что Дерипаска — это всё-таки не правительство, влиятельный олигарх много критикует политику Центробанка, но она сохраняется.
Экономист Василий Колташов придерживается другого мнения по поводу неожиданных откровений Дерипаски. С его точки зрения, для советов подобного рода бизнес Олега Дерипаски должен находиться в российской юрисдикции. А сам олигарх действует исходя из весьма узких собственных интересов, которые состоят в том, что ему нужно, чтобы кто-то занимался защитой его и его коллег.
Как считает эксперт, со стороны Дерипаски правильнее было бы заявить примерно следующее: «Я поддерживаю поправки в Конституцию, мы больше не подчиняемся требованиям американского государства о том, кто у нас должен контрольными пакетами владеть и какие директора должны быть. Мы возвращаемся в российскую юрисдикцию и обращаемся за помощью к российскому дипломатическому корпусу».
Однако этого не происходит. Дерипаска хочет создать новый дипломатический корпус, который занялся бы защитой офшорных бизнесменов. Тогда, вероятно, по мысли Василия Колташова, Дерипаске стоит обратиться к Дональду Трампу и сказать: «Мистер президент, я прошу вас создать специальную структуру, которая защитит нас от неправильных действий некоторых американских околоправительственных или правительственных органов. Перестаньте кошмарить бизнес».
Звучит абсурдно? Но таково положение Дерипаски, в котором он оказался, и это следствие экономической политики РФ. Корни нынешней ситуации уходят очень глубоко, и созданием антисанкционного комитета хоть на тысячу, хоть на пять тысяч человек, как в США, отделаться не получится, так считает экономист Валентин Катасонов. Он заявляет, что главная проблема состоит в том, что нынешняя Россия представляет собой «полуколониальное государство, управляемое компрадорскими чиновниками, которые действуют в интересах не России, а в интересах хозяев денег — мировой финансовой элиты».
«Естественно, что такая полуколониальная страна не может адекватно реагировать на экономические санкции. Дерипаска об этом говорит только потому, что он лично пострадал от этого. Ему пришлось выйти из капитала «Русала», фактически американцы установили контроль над «Русалом». Это сигнал того, что мы идём по очень опасному пути и можем в конце концов лишиться остатков своей экономики», — рассказал эксперт.
При этом, по мнению Валентина Катасонова, опасность для страны представляют не только санкции, подобные тем, которые были применены в отношении Дерипаски, но и усиление присутствия иностранного капитала в экономике страны в целом. А эксперт обращает внимание на то, что если раньше на сайте Росстата была хоть какая-то статистика по поводу доли присутствия иностранного капитала в уставных капиталах и в других показателях российской экономики, то сегодня такой статистики почему-то нет, и она «постепенно пропадает» с сайта примерно с 2016 года.
Так что для того, чтобы думать о создании госбюро или специального комитета по противодействию санкциям, который в перспективе мог бы рассматривать вопросы даже о национализации стратегических предприятий в случае угрозы утраты контроля над ними, надо поставить все-таки лошадь впереди телеги. А этого пока не видно — несмотря на все «суверенные» поправки в Конституцию, экономическая политика мало чем отличается от постулатов эпохи 90-х.