20 июля 2020 г. парламент Египта единогласно проголосовал за возможность применения вооружённых сил страны за её пределами. Всем очевидно, что египетские войска пойдут в бой только в одном месте – в Ливии.
Президент Египта Абдель Фатх ас-Сиси ещё в начале июля обещал ввести войска в Ливию для «восстановления безопасности и стабильности». Теперь у него есть парламентский мандат для открытой поддержки Ливийской национальной армии Халифы Хафтара. Есть мнение, что данное решение должно послужить сигналом и Эфиопии, где идёт строительство крупной дамбы, которая изменит уровень воды в Ниле (в бассейне этой реки расположены Египет, Кения, Эфиопия, Судан, Танзания, Уганда).
10 июля египетские войска провели масштабные учения «Стойкость-2020» у границы с Ливией, это было послание Эрдогану и проверка боеспособности армии. На манёврах отрабатывались вторжение по суше и прибрежные операции.
20 июля ас-Сиси встретился в Каире с лидерами ливийских племён на конференции «Египет и Ливия: один народ, одна судьба»; обсуждались варианты военной поддержки этих племён Египтом.
Решение, принятое в Каире, изменит баланс сил в Восточном Средиземноморье. Турция сейчас открыто поддерживает так называемое Правительство национального единства (ПНС) Фаиза Сараджа в Триполи, оказывая ему военную помощь. На Западе действия Эрдогана в Ливии нравятся далеко не всем. 6 июля 69 членов Европарламента выступили с письменным обращением, призвав ввести экономические санкции против Турции и персонально против Эрдогана. Помимо Ливии в обращении упоминались агрессия Турции в Иракском Курдистане, Северной Сирии и подавлении демократической оппозиции в самой Турции.
Турецкие войска в Ливии
Активным противником действий Турции в Северной Африке выступает Э. Макрон. Франция инициировала проведение операции «Морской страж» у побережья Ливии под видом борьбы с пиратством и терроризмом. В самом начале операции возник инцидент, когда французский корабль остановил судно под танзанийским флагом для досмотра по подозрению в незаконной перевозке оружия. Судно сопровождали турецкие фрегаты, которые несколько раз наводили на французский корабль радары, угрожая ракетной атакой. Инцидент был задокументирован и передан на рассмотрение в НАТО. Если добавить скандал с изменением статуса музея Св. Софии и поддержку Эрдоганом Азербайджана в вооружённом конфликте с Арменией, то ситуация выглядит тревожной.
В США считают, что Турция соответствует только одному критерию членства в НАТО – рыночной экономике (по остальным критериям – нет), но у альянса нет механизма исключения стран-членов. Поэтому разногласия западных держав с Турцией в рамках Североатлантического блока могут принять затяжной характер. Особенно критичным для США оказалось бы прямое столкновение Египта и Турции в Ливии, учитывая, что и Турция, и Египет официально являются союзниками Вашингтона.
Что касается соседей Ливии, то первые признаки политического кризиса наблюдаются в Тунисе. Там усиливаются противоречия между исламистской партией «Ан-Нахда» и оппозицией. «Ан-Нахда» имеет 52 места в парламенте (всего 217 мест) и представляет крупнейшую политическую силу. «Ан-Нахда» близка к братьям-мусульманам и поддерживает в Ливии режим Фаиза Сараджа, ведущий войну против армии Халифы Хафтара. Официально Тунис выступает с позиции нейтралитета по отношению к борющимся силам в Ливии, но, учитывая темпы эскалации, этот нейтралитет вряд ли сохранится.
Алжир также поддерживает правительство в Триполи и выступает против передачи Египтом оружия ливийским племенам. Алжирские войска развёрнуты сейчас на границе с Ливией, а в министерстве обороны заявили, что египетскую интервенцию в Ливию будут рассматривать как нападение на Алжир.
Халифу Хафтара поддерживают также Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ, что особенно раздражает Турцию, так как эта «арабская Швейцария» была важна для Анкары в плане проведения финансовых операций. Помощь ОАЭ осуществляется в основном деньгами, хотя после недавнего поражения Хафтара от турецких военных и сил ПНС поддержка Эмиратов была сокращена.
В ливийской прокси-войне работает и фактор исторической памяти. В течение столетий империя турок-османов контролировала земли нынешней Ливии и оставила о себе не лучшие воспоминания. В арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки неприязненно относятся к притязаниям Турции на роль регионального лидера. Не близка арабам и турецкая версия ислама. Арабы связывают своё национальное возрождение с освобождением как от европейского неоколониализма, так и от турецкого вмешательства.