Городская среда складывается из множества разных факторов: шум, свет, красота зданий, озеленение, бизнес, запахи, ровность покрытия, детали и так далее. Всё это влияет на наши эмоции и формирует отношение к месту.
Часто муниципалитеты стараются сделать хорошо, но возникает множество проблем: за тротуар отвечают одни, за столбы — другие, за знаки — третьи, за фасады — четвёртые и так до бесконечности. Иногда для реконструкции улицы или площади нужно получить согласования десятков ведомств и собственников, а ведь каждый из них может сказать «нет» вашим предложениям. Так и получается, что на улице могут быть красивые столбы и здания, но убитое всё вокруг — комфортным такое место точно не будет.
Куда проще обстоят дела с парками, где одна администрация, нет жителей и какого-нибудь ГИБДД — можно малыми силами навести красоту и создать оазис среди бардака. Собственно, революция московских парков именно на этом и выехала.
Но даже в случае парков нужны политическая воля и желание меняться — такое встречается далеко не всегда. Зато куда проще обстоят дела с частными пространствами — собственник почти не ограничен бюрократией, гибче и лучше чувствует запросы людей. В случае Уфы, именно частное пространство стало лучшим местом города.
Это Арт-Квадрат, такие места чаще всего называют «креативным кластером».
Кластер – это место, где предприятия одного сектора экономики расположены близко друг к другу, в нашем случае это креативный сектор экономики. Дальше сложнее, потому что единого перечня бизнеса, который можно было бы назвать креативным, просто не существует. Но точно можно сказать, что это организации, которые работают с творчеством, не типовыми задачами и интеллектуальной собственностью. Иными словами, это архитектура, дизайн, крафтовое производство, мода, IT, кино, журналистика и издательство, медиа, реклама и так далее.
У представителей креативного бизнеса больше запросов к качеству окружения: офис в панельке с потолком армстронг и асфальтовым двором им не подойдёт, ведь это убивает весь креатив. В целом, само понятие рабочего места для работников креативных индустрий мало чем напоминает привычный образ со столом, компьютером и принтером — они могут спокойно работать из любого комфортного места, а встречи проводить в парке или кофейне.
Арт-Квадрат расположен в центре города, собственник скупал участки в течение 10 лет, лишь потом начались работы. Место хорошее, вокруг много жилья, офисов и точек притяжения – люди проходят через Квадрат по пути домой, приходят сюда во время обеда и просто назначают встречи.
Вот только жители домов по периметру такому соседству оказались не рады, было много конфликтов. Но как только кластер запустился и цена их квартир значительно подскочила, жалоб стало куда меньше. В ночное время по территории можно пройти, но охрана будет просить выйти на улицу.
Арт-Квадрат строится очередями, даже сейчас идёт стройка нового двора. Запускать активность места при таком раскладе сложно, например, здесь ещё до ввода первых очередей проводили дизайн-маркеты с прочими культурными мероприятиями – их не очень сложно организовать, зато место становится узнаваемым и привлекает арендаторов.
С памятниками и средой здесь работали очень аккуратно, но смело – такая гармония старого и современного редко встречается в наших городах.
Видно, что архитекторов слушали и не подгоняли, было время хорошо подумать и найти свои фишки.
Это тот случай, когда пространство насыщенно интересными деталями, а с каждого угла открывается новый вид. Каждый шаг — новая приятная эмоция. При всём желании здесь сложно найти что-то «не то».
Хотя несколько вопросов всё же есть! Почему нельзя ходить по газону? Его специально укладывают для отдыха и игр. Если же он ещё не закрепился, то лучше прямо написать: газон ещё молодой, нужно подождать немного, а после здесь можно будет валяться, устраивать пикники и целоваться. К побелке тоже есть вопросы.
Ещё один вопрос без ответа: люк с морской темой, к чему это тут?
Здесь есть охранники, но в такой среде вандализм — крайне редкое явление: зачем ломать, если тебе комфортно? К тому же место крайне популярное и проходное, работает эффект социального контроля, когда люди сами присматривают друг за другом.
Особенно радует современность пространства: никаких ажурных фонарей, кованых скамеек и прочего кабинетного креатива. Цветовые вставки есть, но ощущения китча не возникает — видно, что яркими цветами пользовались умело.
Чего только стоит панно на фасаде бывшей фабрики. Тут девять мозаик, каждая рассказывает об истории семьи Вогау, которая развивала Урал в начале 19 века. Это венецианская мозаика, она не портится от дождя и солнца, её не закрасить. На каждую уходит около трёх месяцев, материал везли из Италии, но она будет служить столетиями.
Подобные пространства не работают без бизнеса и культурной жизни. В Арт-Квадрате, как я понял, впускали лишь уфимский бизнес. Это круто с точки зрения айдентики места – зачем в уникальное место запускать сетевых арендаторов, которые принесут с собой типовые решения и угробят уникальность?
Как мне рассказали, здесь крайне жёсткие регламенты работы с арендаторами, от этапа отбора до работы заведения. Например, все дизайн-решения согласовываются с менеджерами, представителей управляющей компании ставят в копии писем и добавляют в рабочие чаты.
С одной стороны, мы видим результат: здесь красиво. С другой стороны, регламенты убивают разнообразие, когда каждая дверь скрывает что-то новое, а за углом может поджидать что-то неожиданное.
Общественные пространства подобны театру, где каждый житель — участник и дополняет собой всю картину, здесь же всё разложено и срежиссировано одной командой профессионалов.
Понимаю, в России что-то неожиданное — это, как правило, загаженный вывесками фасад или парковка, но встречаются и иные примеры. Бизнес развивается эволюционно, уничтожать полностью свободу очень чревато. Мне куда ближе подобные места, которые создаются сообща разными собственниками под управлением одной команды, типа Иркутских кварталов или Business improvement district.
Но так или иначе, Арт-Квадрат – лучшее место города. Как я понимаю, заслуга муниципалитета и региона здесь в том, что они просто не мешали бизнесу.
Пока это большая редкость для России, потому что подобные кластеры окупаются значительно дольше типовых коробок торговых центров. Видимо, инвестор делал это для души и не боялся долгих вложений.