Фото: Прохожие на одной из улиц Донецка Анатолий Жданов/Коммерсантъ
После заявления Путина о том, что вышедшие из СССР республики забрали с собой чужое, то есть российские земли, следует вопрос: а не намерена ли Россия их тогда возвращать? Судя по всему, в Кремле на него уже ответили
От де-факто к де-юре
Недавнее заявление Владимира Путина о «подарках русского народа» — русских землях, которые получили национальные республики во время нахождения в составе СССР и с которыми Союз покинули, — продолжает расходиться кругами по воде. Логично было бы предположить, что за претензиями (а слова президента иначе воспринимать как-то сложно) пойдут действия. И начнутся они с разваливающегося антироссийского государственного проекта — Украины. Так, по словам бывшего премьер-министра Донецкой Народной Республики Александра Бородая, ДНР и ЛНР — уже де-факто входящие в состав Российской Федерации — «станут таковыми де-юре».
Конечно, официально Кремль говорит «нет» — но на таком уровне и такими словами, что их потом можно будет изменить на «мы имели в виду "пока нет"». Так, заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Владимир Джабаров заявил, что Россия не рассматривает республики как российские регионы, однако, как известно, все, что говорится до слова «но», не имеет значения. У Владимира Джабарова было это «но», и после него он сказал много интересного. И про затягивание Минского процесса, и про то, что Украина считает эти земли чужими, и про то, что Киев пытается «вытолкнуть» эти земли из украинского государства. Поэтому кому-то вполне может показаться, что процесс возвращения «подарков русского народа» — вместе с самим народом, там проживающим, — начнется с Донбасса. И в этих словах есть доля истины.
На сегодняшний день ДНР и ЛНР действительно де-факто являются частями российского государства. Их экономики, системы социального обеспечения, образования и здравоохранения — все привязано к России. Запущен процесс по выдаче им российских паспортов — и если бы не коронавирус со всеми карантинными мероприятиями, то значительная доля населения республик уже были бы россиянами.
Кому-то может показаться, что это стеклянный потолок для республик — статус де-факто частей России, который всех устраивает и вполне может быть заморожен на какое-то время. Однако это не так — выдачей паспортов Москва, скорее, наоборот, размораживает ситуацию, вводя ее в неустойчивое положение. Так, например, Украина больше не сможет безнаказанно обстреливать республики Донбасса, ведь одно дело — убивать своих граждан, а другое — российских. Гибель российских граждан от снарядов ВСУ станет серьезным имиджевым ударом для Москвы и потребует российского ответа, и Кремль намеренно ставит себя в такое безвыходное положение для того, чтобы обозначить Киеву безальтернативность российской реакции — вплоть до варианта «Южная Осетия — 2008».
Кроме того, Россия обязана заботиться о российских гражданах — и если Украина ввела против ДНР и ЛНР блокаду, если отказывается от реинтеграции этих территорий в состав Украины на оговоренных ранее (то есть в Минских соглашениях) условиях, то Россия получает основания для того, чтобы обеспечить права и возможности своих граждан самостоятельно. Собственно, именно поэтому Москва (которая ранее воспринимала «нормандский формат» как, в общем-то, протокольное мероприятие) неожиданно активизировалась и ужесточила позицию, потребовав от Украины в скорейшие сроки выполнять взятые на себя обязательства (например, предоставить Донбассу официальный «особый статус», легализовав тем самым нынешний статус-кво в украинском законодательстве». Киев, понятно, их не выполнит, а значит, у Москвы развязаны руки.
Развязывание может быть разным
Однако к этой стратегии по возвращению «подарков» есть три серьезных вопроса. Даже определяющих вопроса. Во-первых, сроки развязывания рук. Будет ли Россия в ближайшее время — после ожидаемого отказа и нежелания Киева имплементировать Минские соглашения — заниматься официальным включением ЛНР и ДНР в свой состав, или же подождет (и даже в чем-то подсобит) ожидаемой дестабилизации ситуации на Украине. Президент Зеленский не стал мессией, украинская государственность продолжает свой увлекательный демонтаж, украинские эксперты ожидают серьезной протестной активности этой осенью. И чем больше Украина будет погружаться в болото, тем чаще там будут звучать голоса о том, что нужно отказаться от донбасского бремени ради очищения страны и вступления ее в евроатлантические структуры. Если же страна в болоте утонет, если акции протеста перерастут в новый Майдан и приведут к свержению власти, то вполне может быть повторен крымский сценарий.
Второй вопрос — это степень развязывания рук. Пойдет ли речь только о ДНР и ЛНР? Или Россия будет возвращать весь «подаренный» Киеву еще при Советском Союзе Юго-Восток? Тут, конечно же, многое станет зависеть от состояния дел на Украине, а также от того, что в Кремле думают о будущем этой страны. Если Россия еще надеется на спасение украинского государства от совершаемого им суицида, то логичнее оставить населенный русскими или русскокультурными людьми Юго-Восток в составе Украины, для того чтобы не иметь на своей западной границе большую и населенную враждебными «западенцами» Сечь, чтобы через электоральные институты и голоса жителей Юго-Востока попробовать вернуть Украину к статусу нейтрального и суверенного государства. Если же Россия махнула рукой на украинский государственный проект, то степень развязывания будет ограничена лишь договоренностями с западными партнерами о судьбе этой территории (Евросоюзу тоже не улыбается иметь возле своей границы второе Косово, только в разы масштабнее и наглее).
Наконец, третий вопрос — это то, где потом будут развязаны руки? Продолжится ли возвращение «подарков» после Донецка, Луганска и (если весь Юго-восток станет российским, после чего Россия получит границу с Приднестровьем) Тирасполя? Ведь север Казахстана и почти вся Белоруссия (которые не имели длительной и устойчивой истории государственности до СССР) исторически входили в состав России. Очень хотелось бы, чтобы не продолжилось. Сейчас в том же Казахстане ответственные лица уверены, что фраза о «подарках» относится не к ним, а к Украине. В том, что к Казахстану у Москвы претензий нет, а если кто-то их в РФ и озвучивает, то лишь «политики-шуты и маргиналы, на которых нет смысла тратить время».
В Белоруссии — что бы там Лукашенко ни говорил о стремлении Москвы аннексировать его страну — большинство думает так же. И Россия должна делать все возможное для того, чтобы такие мысли сохранялись. Поэтому она не выставляет территориальных претензий никому из адекватных соседей: ни Казахстану, ни Белоруссии, а также не принимает никаких законов, которые могли бы обозначить такие претензии. Именно поэтому, в частности, и была отвергнута поправка Богдана Беспалько о «русской ирреденте», закрепляющая право частей других государств входить в состав Российской Федерации, ведь в этом случае соседи будут объяты страхом быть поглощенными Россией, а страх порождает агрессию и стремление предать.
В лучшем случае законодательное оформление претензий похоронило бы Евразийский союз, в худшем — укрепило бы партнерство стран на российской периферии с НАТО. И вместо возвращения «подарков русского народа» Москва бы преподнесла новые подарки народу американскому.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+