Активные действия Турции в восточной части Средиземного моря и в Ливии привели к эскалации отношений Анкары с Францией, Грецией, Кипром и Египтом. Раз в этот конфликт уже официально вовлечены несколько стран из четырёх континентов, значит его можно как минимум назвать мировым конфликтом. Греция в свою очередь в открытую заявила о возможности перерастания конфликта в войну, считает эксперт по вопросам Ближнего Востока Витольд Репетович..
В центре противостояния находится энергетический спор за эксплуатацию соседствующих друг с другом кипрских, израильских и египетских газовых месторождений, на которые претендует Турция, пишет он.
Репетович отмечает, что, кроме этого, в регионе сталкиваются два энергетических проекта: европейский EastMed и «Турецкий поток» (TurkStream) Газпрома. Точнее, EastMed представляет угрозу для «Турецкого потока», посредством которого российская компания будет поставлять газ не только Турции, но и Болгарии, Сербии, Венгрии, Греции, Македонии и Италии. Восточно-Средиземноморский трубопровод EastMed в свою очередь призван поставлять газ с морских месторождений между Израилем и Кипром, в Грецию и далее остальным странам юго-восточной Европы. Неудивительно, что Турция не заинтересована в реализации этого проекта, и «Газпрому» не выгодны планы ЕС осуществить строительство трубопровода, сообщает defence24.pl.
То есть, в конфликте за месторождения между Турцией, поддерживающей турков-киприотов и Россией, сохраняющей нейтралитет, но имеющей традиционные православные связи с Никосией на самом деле у Анкары с Москвой лишь на первый взгляд позиции разные.
«Для обеих стран EastMed представляет угрозу, и обе заинтересованы в дестабилизации ситуации внутри Европы посредством стимулирования наплыва потока мигрантов из Африки в европейские страны. Для этих целей им нужно определить конкурентов, разделить контроль над Ливией, которая обеим странам разрешит размещение военных баз на своей территории», - отмечает он.