Австралия презентовала новую агрессивную оборонную стратегию, предусматривающую наращивание ударных возможностей большой дальности и активизацию действий в киберпространстве на фоне эскалации напряженности в отношениях с Китаем.
Премьер-министр Скотт Моррисон выделил 270 миллиардов австралийских долларов (185 миллиардов долларов США) на развитие и модернизацию обороны в течение следующего десятилетия (увеличение военного бюджета почти на 40%). При этом он заявил, что вооруженные силы сфокусируются на проецировании военной силы в Индо-Тихоокеанском регионе.
"Мы должны признать реальность того, что мы вступили в новую, менее благоприятную стратегическую эпоху", - сказал Моррисон в своем политическом обращении, охватывающем проблемы окончания неоспоримой гегемонии США и усиления все более агрессивного Китая. - "Даже побеждая пандемию COVID в нашей стране, мы должны готовиться к пост-ковидному миру, который будет беднее, опаснее и беспорядочнее".
Правительство Австралии обязалось тратить по меньшей мере 2% ВВП на оборону - в соответствии с жестким требованием президента США Дональда Трампа. Канберра намерена использовать увеличение военных расходов для усиления ударного потенциала и обретения способности поражать цели за тысячи километров от своей территории. Для этой цели в первую очередь будут приобретены американские противокорабельные ракеты большой дальности AGM-158C.
Также средства будут направлены в создание новых платформ, таких как беспилотники, и на исследования в области гиперзвукового и энергетического оружия (типа лазеры).
- Так себе держава -
Признавая, что страна с населением 25 миллионов человек не может равняться с противниками в регионе (Китай официально планирует потратить $178 миллиардов на оборону только в 2020 году), Моррисон позиционировал Австралию как региональную державу, приверженную идее "открытого, суверенного Индо-Тихоокеанского региона, свободного от принуждения и гегемонии".
Моррисон отметил, что Австралия сражалась бок о бок с Соединенными Штатами во всех крупных войнах прошлого столетия, часто очень далеко от ее берегов, и по-прежнему готова направлять войска "туда, где это отвечает нашим национальным интересам". Но одновременно премьер-министр подчеркнул, что это может подорвать способность страны реагировать на угрозы в своем собственном "заднем дворе".
Это заявление означает серьезный сдвиг в оборонной политике Австралии и должно рассматриваться как попытка противостоять растущему влиянию Китая в регионе.
В рамках стратегического поворота австралийские силы обороны сосредоточат усилия на создании "более сильного потенциала сдерживания", чтобы повысить риски для любого потенциального агрессора, и будут акцентировать внимание на прилегающем регионе, а не на экспедиционных операциях.
Это соответствует политике "Тихоокеанского шага", которую Моррисон провозгласил в 2018 году для удержания региональных союзников, быстро дрейфующих в сторону Пекина. В рамках этого курса его правительство активизировало дипломатическое взаимодействие и предложило широкую финансовую помощь своим развивающимся соседям.
"Мы хотим создать регион, где все страны, большие и малые, могли бы свободно взаимодействовать друг с другом, руководствуясь международными правилами и нормами", - говорил в среду австралийский премьер-министр.
Моррисон добавил, что Австралия значительно увеличит инвестиции в оборонный космический потенциал - включая формирование сети спутников для создания независимой коммуникационной сети - и назвал это "совершенно новым театром" для страны, которая лишь недавно основала собственное космическое агентство.
Кибербезопасность определена "ключом" оборонной стратегии Австралии, на нее приходится "самое большое в истории" увеличение финансирования - примерно на 10%, - что приведет к раздуванию бюджета на следующее десятилетие до 15 миллиардов австралийских долларов.
Правительство утверждает, что Австралия подверглась серии кибер-нападений со стороны иностранных государств. Главным подозреваемым назначен Китай.
Пекин неоднократно конфликтовал с Канберрой, добиваясь, чтобы для Австралии стало слишком дорого критиковать Коммунистическую партию. Последней антикитайской выходкой австралийских властей стал призыв провести расследование причин пандемии коронавируса.
Канберра также выступала против "экономического принуждения" со стороны Китая, проведения тайных кампаний влияния и использования технологических компаний вроде Huawei в качестве инструмента для сбора разведданных и геополитического рычага.
КНР в ответ рекомендовал студентам и туристам воздержаться от поездок в Австралию, ввел торговые санкции на австралийские товары и приговорил австралийского гражданина к смертной казни за контрабанду наркотиков.