Проблема либерализма не в ошибочности самих либеральных идей, а в привычности подменненных им базовых понятий. Даже его критики, вне зависимости от собственных политических взглядов, формулируют свои претензии не с позиций здравого смысла и элементарной логики, ошибки выводятся исходя из несоответствия происходящего все тем же либеральным демократическим ценностям.
В результате складываются парадоксальные ситуации. Когда, например, либеральный западный мир прямо отказывается от либеральных правил, а экономический блок российского правительства продолжает настаивать на сохранении, и даже усилении, либеральной экономической модели.
Дело даже не в стремлении сохранить связи с западом. Объективно говоря, страна, имеющая собственный ВВП в 1,6 трлн долларов довольно ограниченная в возможности требовать равняться на себя остальной мир с совокупным размером около 80 трлн «американских рублей».
Ключевой нюанс сводится к другому. Несмотря на очевидный системный кризис либеральной экономической модели классического капитализма, оценивать происходящее изрядная часть правящей элиты продолжает сквозь призму изначально западных либеральных понятий. Сформированных сложившимся убеждением в безусловности превосходства именно западной аналитической мысли.
Британия давно утратила колониальное величие. Сегодня она теряет даже влияние на Европейский континент, что всегда являлось ключевым источником британского мирового доминирования. Но британский Итон продолжает сохранять статус одного из ведущих центров подготовки мировых управленческих кадров.
Сегодня в мире существует около двух тысяч официальных школ и неформальных организаций, элиту не столько формирующую, сколько ее прежде всего форматирующую. Все эти студенческие братства, вроде «Черепа» или «Свитка» в Йеле или американского «Фи Бета Каппа» в Вирджинии, не просто учат выходцев из западной правящей верхушки глобальным управленческим навыкам. Они намертво прививают мысль о безусловности их превосходства. Морального. Этического. Интеллектуального.
Прививают не только им самим, но и окружающему миру. Что в итоге и порождает упомянутый выше парадокс согласия играть по западным правилам даже в случае войны с тем самым западом. В том числе признание за ним права в любой момент, когда ему такое покажется выгодным, правила в любую сторону менять.
Отсюда возникает проблема с суверенностью элит. Из острейшего дефицита альтернативных «фабрик стратегической мысли».
Нельзя сказать, чтобы их не существовало вовсе. Такие попытки делались неоднократно. Просто в своей основе они носили стремление критики всего западного просто ради самой критики, а не изучения происходящих мировых событий на основе четкой понятийной логики. Что в итоге приводило к толстым многочисленным отчетам описания «почему у них плохо», но не давало внятного ответа «что и как нужно сделать, чтобы получилось хорошо». Тем более ответа, практически реализуемого в текущих ресурсных условиях.
А без получения такого ответа возникновение собственной суверенной элиты категорически невозможно. А без такой элиты невозможно существование отдельного общества. И в этом месте круг замыкается.
Для его разрыва России необходимо формирование собственных фабрик мысли, оперирующих действительной реальностью, без ее предварительной принудительной подгонки в узкое и жесткое прокрустово ложе понятийной модели либерального мировоззрения.
Собственный российский путь требует собственного мировоззрения, основанного на наших базовых понятиях: интеграционных, моральных, этических, экономических. Но самое главное – эти оценки должны носить не эмоционально – маргинальный, а веский научный и строго логический характер.
Мир меняется, потому когда-то годные решения, вроде монархии или почвеннического земства, утрачивают свою адекватность. Вместо ностальгии по хрусту французской булки необходимы новые подходы. Четко обоснованные серьезным стратегическим анализом современных фактов и складывающихся тенденций.
Для решения именно этой задачи в 2020 года в России был учрежден Институт международных политических и экономических стратегий – РУССТРАТ. Он имеет свой сайт и разворачивает профили в популярных социальных сетях. В частности уже действует канал в мессенджере Телеграм и блог на КОНТе.
Отличительной чертой РУССТРАТ является отсутствие стремления демонстрировать наличие у себя некоего доступа «к тайной власти» в виде инсайдов и публикации каких бы то ни было утечек из закрытых «высших властных коридоров».
Ключевой задачей эксперты РУССТРАТ считают анализ открытых фактов. В сущности, давно известно, что подавляющее большинство необходимой информации все разведывательные службы получают из открытых источников. Разница лишь в том, что одни информацию воспринимают очень фрагментарно, неглубоко и быстро забывают, а другие, немногие, старательно складывают паззлы для получения объективной картины реальности. Именно синтез данных и анализ тенденций является главной отличительной чертой специалистов РУССТРАТ.
Руководит институтом Русский стратегий доктор экономических наук, член Комитета по международным делам Государственной Думы, председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Елена Владимировна Панина.
Мир меняется. Вместе с ним должна меняться и Россия. Но не следуя в хвосте процесса и не только реагируя постфактум на события. Добиться лидерства можно только опережая происходящее, что возможно только опираясь на качественный и своевременный стратегический анализ. Важной частью которого являются исследования РУССТРАТ.