В понедельник Соединенные Штаты и Россия открыли переговоры по своему последнему крупному договору, ограничивающему гонку ядерных вооружений, но, по мнению некоторых наблюдателей, это может быть просто началом конца.
Администрация президента Дональда Трампа тщетно настаивала на присоединении Китая к обсуждению в Вене дальнейшей судьбы Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-III, под действие которого попадают американские и российские ядерные боеголовки.
Срок действия СНВ-III истекает 5 февраля 2021 года, а это означает, что у обеих сторон остаются чрезвычайно сжатые сроки для возобновления столь сложной сделки, не говоря уж о заключении нового договора с участием третьей державы.
Спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли усилил давление на Китай, заявив, что его участие будет тем фактором, который определит, станет ли первый раунд переговоров конструктивным.
Китай, чей ядерный потенциал стремительно растет, но все еще остается намного менее мощным, чем американский и российский, неоднократно заявлял об отказе от участия в переговорах на фоне растущей напряженности в отношениях с администрацией Трампа по многочисленным направлениям.
Исполнительный директор вашингтонской исследовательской организации, Ассоциации по контролю над вооружениями, США Дэрил Кимбалл заявил, что настойчивые требования о включении Китая в число договаривающихся сторон, свидетельствует о том, что администрация Трампа не воспринимает эти переговоры всерьез.
«Единственный вывод, к которому я могу прийти в данной ситуации, состоит в том, что Маршалл Биллингсли и администрация Трампа не намерены пролонгировать договор СНВ-III, но при этом стремятся продемонстрировать, что именно Китай не заинтересован в трехсторонних переговорах по контролю над вооружениями. Это делается для того, чтобы получить довольно циничное оправдание прекращения действия договора по истечении срока», – заявил он.
Администрация Трампа уже вышла из двух договоров с Россией, об открытом небе и о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Россия, представленная в Вене заместителем председателя министра иностранных дел Сергеем Рябковым, предложила просто пролонгировать существующий договор, чтобы получить время для дальнейших переговоров.
Однако, согласно заявлению посла Российской Федерации в Вашингтоне Анатолия Антонова, он «весьма пессимистично настроен, поскольку не видит никаких позитивных признаков».
Договор СНВ, наследие времен холодной войны, последняя версия которого была подписана президентом Бараком Обамой и его тогдашним российским коллегой Дмитрием Медведевым, позволяет Соединенным Штатам и России иметь не более 1550 ядерных боеголовок и требует сокращения вдвое количества стратегических ядерных пусковых установок.
Россия, чей ядерный потенциал является ключевым элементом военной мощи, в то время как Соединенные Штаты значительно опережают ее по объемам затрат на военные нужды, заявляет что стремится обеспечить паритет с Вашингтоном. Кроме того, она хочет более широкой дискуссии на тему контроля над вооружениями, включая угрозы со стороны США о возобновлении ядерных испытаний после почти трех десятилетий запрета.
В прошлом месяце Биллингсли заявил, что Соединенные Штаты, со своей стороны, обеспокоены поведением не только Китая, но и России, обвинив Москву в модернизации тысяч единиц «тактических ядерных вооружений», которые не охватываются рамками договора СНВ-III.