23 июня Церковь русская чествует Собор Сибирских святых – Собор, заложенный малороссами
Сколько раз уж Фонд стратегической культуры приводил выдержку из «Жития святых Российской церкви, также иверских и славянских» авторства камергера императорского двора, историка, путешественника, почётного члена Императорской академии наук А.Н. Муравьёва: «Какими чудными мужами Церкви, которые все возникли из пределов Малороссии, утешил Господь Великую Россию в славные дни царствования Петрова! Сии три подвижника в Сибири [Филофей (Лещинский), Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский], святитель Димитрий в Ростове, местоблюститель Стефан в столице, ревностный защитник православия и достоинства иерархии, Лазарь и Феодосий в Чернигове, Варлаам в Киеве! Не часто повторяется столь утешительное явление в летописях церковных». И не раз ещё цитату эту охотно повторим. Сегодня, в день, когда Церковь чествует Собор Сибирских святых, мы расскажем о первом из упомянутых выше святителей – митрополите Тобольском (1702-1711, 1715-1721 гг.) Филофее Лещинском.
Парсуна конца 18 - нач.19 в.
Первый предстоятель всей Сибири Рафаил Богуславович Лещинский родился в 1650 г. в городке Кролевец. Сейчас это Сумская область Украины, но исторически – Северщина. Край, давший Сибири также свтт. Иоанна Тобольского, Иннокентия Иркутского (первого епископа Восточной Сибири), Софрония Иркутского и немалое число их преемников. Через Новгород-Северское служение прошёл свт. Димитрий Ростовский, первым (в 1700 г.) удостоившийся государева назначения на новообразованную Сибирскую кафедру, но промыслом свыше «задержался» в стольной Москве. Собственно, в статье о Димитрии Ростовском мы впервые и упомянули имя Филофея Лещинского. Однако по порядку.
Как и все вышеупомянутые святители, Рафаил Лещинский прошёл через «рассадницу просвещения среди русского народа» – Киево-Могилянскую коллегию (статус академии сие творение Петра Могилы получит лишь в 1701 году по указу Петра I).
Могилянская академия
По окончании обучения о. Рафаил женился и несколько лет служил на приходе. Через некоторое время он овдовел. Священник постригся в монашество с именем Филофей в Киево-Печерской лавре. Вскоре «за редкое благочестие особую опытность и распорядительность в делах» он был избран экономом лавры.
Незадолго перед этим царь Федор Алексеевич перевёл во временное подчинение Киево-Печерской лавре брянскую Свенскую обитель. Её наместником в 1681 г. был поставлен лаврский иеромонах Иоанн Максимович (будущий свт. Иоанн Тобольский). В 1692 г. его вызвал к себе в качестве «правой руки» святитель Феодосий Черниговский. Когда в 1697 г. свт. Феодосий упокоился, свт. Иоанн (Максимович) был поставлен на его место. А уже «правой рукой» архиепископа Иоанна стал иеромонах Димитрий (Туптало), будущий свт. Димитрий Ростовский. В эти годы был основан знаменитый Черниговский коллегиум – славяно-латинская школа для детей духовенства, дворян, мещан и казаков. Фактически это была первая семинария в России.
Здание Черниговского коллегиума свт. Иоанна Максимовича сегодня
Наместником Брянско-Свенского монастыря тем временем был назначен иеромонах Филофей (Лещинский). При этом от обязанностей эконома лавры он освобождён не был.
Ну а архимандрита Димитрия (Туптало) в 1700 г. государь вызвал в столицу. Пётр искал епископа-миссионера для языческой Сибири именно в Малороссии, просвещённой усилиями, прежде всего, Петра Могилы, черниговских владык Феодосия и Лазаря (Барановича), да и самого уже Димитрия (Туптало). Последний был высвячен на Тобольскую кафедру, но внезапно заболел. Настолько, что в Сибирь его направлять было невозможно. Как мы теперь знаем, у Господа были иные планы на святителя…
Архимандрит Димитрий
А в митрополита Тобольского и Сибирского во исполнение указа Петра I от 18 июня 1700 года был посвящён Филофей (Лещинский). Хиротонию над ним совершили 4 января 1702 г. в Великом Новгороде местоблюститель патриаршего престола галицкий русин Стефан (Яворский), малоросс Димитрий (Туптало) и митрополит Лаодикийский (Константинопольской церкви Парфений (Небоза), также уроженец Малороссии.
Тобольская губерния (а следовательно, и митрополия) охватывала тогда всю Сибирь плюс территорию нынешнего Казахстана, но по объективным причинам была, конечно, беднейшей. «Пришед в Сибирския страны, – докладывал митрополит Филофей царю, – в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников».
Несмотря на то, что святитель направился в Тобольск лишь с несколькими учёными монахами, уже на следующий год он открыл первую в Сибири славяно-латинскую школу по примеру черниговской коллегии Иоанна (Максимовича). К тому времени подобные заведения существовали только в Киеве (Могилянские), Москве, Чернигове и Ростове. Последнюю уже успел открыть святитель Димитрий. Обучались в Тобольской школе дети не только русские, но и из коренных народов.
Тогда же свт. Филофей собрал первый в Сибири церковный хор (из ссыльных казаков).
К 1704 г. владыка расширил Софийский собор в Тобольске. Резной иконостас был создан на испрошенную у государя тысячу рублей.
Софийский собор в Тобольске
Уже в 1705 г. отправленная святителем в Камчатку миссия архимандрита крестила местные племена, пройдя всю Сибирь. В 1707 году митрополит отправляет миссионеров к угорским племенам среднего течения Оби.
В 1711 г. суровый непривычный климат и напряжённые труды надломили здоровье 60-летнего владыки. Удалившись в тюменский Троицкий монастырь, он принял схиму под именем Феодор. На Тобольскую кафедру был переведен из Чернигова архиепископ Иоанн (Максимович).
Иннокентий Иркутский
Схимитрополит же Феодор, поправив здоровье в условиях относительно спокойной жизни в обители и будучи освобождённым от управленческих забот, уже в следующем году лично занялся миссионерской деятельностью среди западносибирских племён. Таким образом он приступил к исполнению царского указа 1710 г. о христианской проповеди среди остяков (совр. ханты) и вогул (совр. манси). «Совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде (чуть южнее сегодняшнего Ханты-Мансийска. – Д.С.)», – читаем в житии. «Окрестил многие тысячи остяков, странствуя за ними на оленях по их тундрам, – писал о святителе Филофее А.Н. Муравьёв. – Даже после своего удаления на покой, будучи схимником, вызван был он опять на новые подвиги апостольские, когда скончался Иоанн Максимович, бывший архиепископ Черниговский, заступивший его место».
Иоанн Тобольский
В 1715 году в связи с кончиной свт. Иоанна Тобольского на митр. Феодора (Лещинского) вновь были возложены обязанности по управлению епархией. Лишь в 1720 г. он был нехотя отпущен Петром I на покой в тюменскую обитель, где вплоть до своей кончины 31 мая 1727 г. «жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири». Хотя сам святитель теперь реже оставлял монастырь, под его руководством трудились многие из бывших его спутников и учеников. Но и сам схимитрополит последнее миссионерское путешествие совершил до далёкого северного Обдорска (совр. Салехард) за год до кончины, уже будучи порядком больным.
За время своего архипастырства митр. Филофей поставил в Сибири 288 церквей (было 160, а стало 448) и 37 монастырей, заложив основу для распространения христианства среди язычников. Большую часть времени провёл он не в Тобольске, а в поездках по диким степям и болотам, тайге и тундре.
«Митрополит Филофей был тихого нрава, снисходителен ко всем, не тщеславен, – сообщается в его житии. – Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, “дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами”».
А на Тобольскую кафедру в 1721 г. был переведен с Черниговской кафедры ещё один севрюк – свт. Антоний (Стаховский). При нём и вызрел давний замысел святителя Филофея (Лещинского) о Русской духовной миссии в Пекине. Царским указом на должность главы миссии был назначен будущий святитель Иркутский Иннокентий.
Такой вот пласт северской соли земли Сибирской.