Министры иностранных дел стран ЕС в понедельник (15 июня) провели встречу со своим американским коллегой Майком Помпео на фоне глубоких разногласий между трансатлантическими партнерами по поводу Израиля и Ливии.
В ходе встречи некоторые государства ЕС подняли вопрос о ситуации в Восточном Средиземноморье, где европейцы “испытывают все большую обеспокоенность в связи с эскалацией напряженности со стороны Турции”, - заявил журналистам в Брюсселе главный дипломат ЕС Джозеп Боррелл. - “Ситуация ухудшается".
Отвечая на вопрос, согласен ли Помпео направить Турции “трансатлантическое послание”, Боррелл сказал, что американская сторона “рассматривает ситуацию в Средиземноморье главным образом в связи с ситуацией в Ливии”.
“Мы договорились о необходимости деэскалации и возвращения к истинному партнерству”, - добавил Боррелл после встречи.
Отвечая на вопрос о том, что планируют сделать США и какие еще шаги могут быть предприняты в отношении Турции, Боррелл сказал, что на следующей встрече министров иностранных дел ЕС “вопрос о наших отношениях с Турцией будет стоять в повестке дня”.
Однако, хотя главы МИД вчера “не углублялись в детали по ситуации в Ливии", министры обороны ЕС намеревались обсудить ливийский вопрос и операцию "Irini" во вторник (16 июня).
Средиземноморская операция военно-морских сил ЕС "Irini" началась 31 марта с.г. с целью обеспечения соблюдения эмбарго ООН на поставки оружия Ливии.
Участие НАТО?
Ситуация в Ливии будет включена в повестку дня видеоконференции министров обороны стран НАТО в среду (17 июня). Представители ЕС предполагают возможность привлечения НАТО к участию в операции "Irini".
Высокопоставленный чиновник ЕС в пятницу (12 июня) заявлял, что руководство Евросоюза связывалось с НАТО, чтобы прозондировать “возможность объединения” с военной операцией альянса "Sea Guardian" в Восточном Средиземноморье.
Поводом для этого шага стал инцидент в начале прошлой недели, когда греческому корабли в рамках операции "Irini" не удалось досмотреть подозрительное грузовое судно под флагом Танзании, следовавшее с турецким военным эскортом.
Инцидент привлек внимание греческих СМИ, которые охарактеризовали операцию как “фиаско”.
Питер Стано, представитель ЕС по вопросам, связанным с этой операцией, заявил, что до сих пор она была вполне эффективной. С момента ее начала было более 75 случаев досмотра кораблей и судов, сказал он.
“Так было и в среду (10 июня), когда в ходе "Irini" было запрошено для досмотра грузовое судно в открытом море у берегов Ливии – следуя обычным процедурам. В настоящее время мы проводим дальнейшие проверки с компетентными органами.”
Стано добавил, что были и другие случаи, когда в ходе операции "Irini" собиралась информация об участниках предотвращенных попыток нарушения нефтяного эмбарго.
Однако на практике операция "Irini" оказывается неэффективной, поскольку у берегов Ливии находится всего один греческий фрегат, и поэтому ЕС рассчитывает на поддержку НАТО.
По данным AFP, в операции НАТО "Sea Guardian" участвует два корабля, патрулирующих Средиземное море с задачами мониторинга судоходства, сдерживания терроризма и “проецирования стабильности” в регионе. Они в течение ряда лет оказывали информационную и материально-техническую поддержку операции "Sophia" - предшественнице "Irini".
"Союзники в настоящее время обсуждают, как НАТО может поддержать новую морскую миссию ЕС - "Irini”, - сказал представитель НАТО. - "Важно, чтобы эмбарго ООН на поставки оружия было полностью выполнено.”
Член НАТО - Турция - решительно поддержала Правительство национального согласия (ПНС) Файеза аль-Сарраджа, которое в последние недели отбило все позиции в западной Ливии у сил Хафтара, пытавшихся захватить столицу страны, Триполи, в ходе 14-месячного наступления.
Позиция Турции
Оказание поддержки операции ЕС "Irini" силами "Sea Guardian" потребует одобрения всех 30 членов НАТО, а это означает, что Анкара потенциально может наложить на нее вето.
Кроме того, было бы странно, если бы НАТО стало следить за кораблями союзника.
В Афинах предполагают, что такой шаг может поставить Анкару в очень сложное положение: если Турция заблокирует участие НАТО, это будет означать фактическое признание Анкарой, что она перевозит оружие в Ливию.
С другой стороны, Турция и раньше негативно реагировала на операцию "Irini", заявляя о ее "предвзятости", поскольку на южной сухопутной границе Ливии эмбарго на поставки оружия не контролируется, а именно оттуда, как считается, сторонники Хафтара получают вооружение для войны с ПНС.