Их называют «министерством пропаганды» или «правительственными СМИ». После прихода к власти национал-консервативной партии «Право и справедливость» в конце 2015 года польские государственные СМИ стали показательным примером контролируемой информации. Сейчас, за две недели до назначенного на 28 июня первого тура президентских выборов, машина правительственной дезинформации работает на полных оборотах, чтобы обеспечить поддержку уходящему главе государства и члену ПС Анджею Дуде. Стоит отметить, что за три месяца до выборов парламентское большинство проголосовало за выделение этим СМИ субсидий в размере 2 миллиардов злотых (451 миллион евро).

Польские государственные СМИ стали настоящим феноменом в масштабах Европы и в целом западных демократий: ни одно правительство (за исключением разве что венгерского) еще так сильно не подчиняло себе источники информации посредством массовых чисток. Насквозь односторонние комментарии, грубое манипулирование, очевидная ложь… В ход идут все средства для дискредитации оппозиции и восхваления большинства. Все это приняло такие масштабы, что сами поляки признают, что в пропаганде «даже коммунисты действовали тоньше».

Погружение в мир польской политинформации — это путешествие в параллельную вселенную, где факты не имеют ни малейшего значения, нет ни намека на объективность и не действует никакой этический кодекс. Это концентрат теории «постправды» и популистской риторики. Доминирующий нарратив утверждает, что партия власти — единственный легитимный представитель национальных интересов, и что оппозиция стоит на службе «антипатриотических» сил, чаще всего иностранных. Кроме того, оппозицию часто называют «антидемократической».

Альтернативная реальность

Сейчас, в разгар предвыборной кампании, уходящий президент Анджей Дуда представляется чуть ли не святым, защитником польских традиций, великим модернизатором и распределителем государственных денег (на самом деле у него нет никаких прерогатив в этих областях), единственным главой государства «с 1989 года, который выполняет свои обещания». Его главного соперника, правоцентриста и католика Рафала Тшасковского, обвиняют в стремлении провести «левую идеологическую революцию, навязываемую на европейском уровне», и вере в «Бога Спинозы», «еврейского философа», еретика, который «утверждал, что зло — добро, а добро — зло».

Когда частные СМИ говорят о растрате 70 миллионов злотых (15,8 миллиона евро) вице-премьером Яцеком Сасиным, в главном выпуске теленовостей страны утверждается следующее: «Министр расплачивается за эффективность в управлении госпредприятиями». Когда другие рассматривают конфликты интересов министра здравоохранения Лукаша Шумовски в разгар эпидемии коронавируса, в той же программе представляют это как «нападки на министра здравоохранения и его семью».

Одним из первых предвыборных обещаний Рафала Тшасковского, который был целью агрессивных дискредитационных кампаний на посту мэра Варшавы, стало упразднение телеканала TVP Info, чьи вечерние новости стали настоящим символом этой альтернативной реальности. Эти СМИ уже успели прославиться своими анонсами, из которых даже делают подборки в интернете: «Слабые протесты перед парламентом, несмотря на призыв оппозиции к путчу», «Защитники педофилов — лица противников судебной реформы».

В репортаже из утреннего выпуска новостей TVP Info 11 июня прозвучали такие заявления: «Миллионы поляков опасаются, что в случае победы Рафала Тшасковского оппозиция упразднит множество социальных пособий, которые выделяются правительством ПС. Когда оппозиция стояла у власти, она утверждала, что на них нет денег. ПС нашла деньги с помощью борьбы с налоговой мафией, которая процветала при потворстве находившейся у власти оппозиции».

Карикатурные заявления

 

Представители оппозиции, которые рискуют принять участие в дебатах на государственных каналах, оказываются в тяжелейшем положении. 11 июня депутату Иренеушу Расу из консервативного крыла «Гражданской платформы» задали вопрос об абортах, которые некоторые представители большинства хотели бы полностью запретить. Ведущий обратился к нему следующим образом: «Одна из заповедей гласит: „Не убий". Нельзя ходить на „черные демонстрации" (в поддержку прав женщин), а потом преклонять колени в церкви. Нельзя одновременно быть за Бога и Дьявола. Как можно быть таким лицемером?»

 

Звучащие на канале заявления часто оказываются настолько карикатурными, что на их счет нет единого мнения даже среди большинства. Многие в ПС говорят, что настолько агрессивная пропаганда может оказаться контрпродуктивной в борьбе за умеренный электорат. К числу критиков относятся даже президент Анджей Дуда и премьер Матеуш Моравецкий. Не так давно уходящий президент даже хотел получить голову всесильного главы государственного телевидения Яцека Курского. Как бы то ни было, того всячески защищал лидер парламентского большинства (и, по факту, страны) Ярослав Качиньски, поскольку тот входит в узкий круг его близких друзей. Посыл государственных СМИ представляет собой цемент «жесткого электората» ПС, а также отражение Польши, какой ее видит Качиньский.

Как подчеркивает Петр Пацевич, главный редактор следящего за государственными СМИ сайта OKO.press, «проведенные исследования говорят о высокой эффективности продвигаемого этими СМИ нарратива и дезинформации. То, что после 5 лет у власти президента Дуду готовы поддержать 42% избирателей, а рейтинги ПС стабильно составляют 37%, в значительной мере является результатом этой пропаганды. Дело в том, что многие факты посеяли бы сомнения насчет эффективности проводимой политики. Из-за активной обработки ложью и полуправдой в обществе возникает сильнейшая дезориентация».

Атмосфера ненависти

Агрессивность дезинформационных кампаний нередко превышает все разумные пределы. 8 июня суд обязал государственное телевидение удалить из сети документальный фильм «Вторжение» об организации гомосексуалистами «маршей равенства». Фильм вышел в прайм-тайм в октябре 2019 года и был назван «агрессивно гомофобским» правозащитниками. Борец за гражданские права Адам Боднар утверждает, что тот распространяет «призыв к ненависти».

После убийства мэра Гданьска Павла Адамовича в январе 2019 года многие обозреватели возложили на государственное телевидение ответственность за формирование атмосферы ненависти вокруг его персоны. Проведенное по заказу мэрии Гданьска исследование показало, что за год до смерти его имя фигурировало в 1 773 репортажах, которые приписывали ему аферы и «предательство» национальных интересов. Семья говорит об ожесточенной кампании против него.

Хотя в польском информационном пейзаже сохраняется плюрализм благодаря множеству частных СМИ, которым удалось сохранить независимость, Ярослав Качиньский неоднократно подчеркивал необходимость «ополячивания» их капитала. Поэтому польские журналисты опасаются «венгерского сценария», по которому вслед за государственными СМИ власти подчинят себе и частные. Эта тема является одной из ключевых на грядущих президентских выборах.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.