В последние месяцы США предприняли массу усилий по навязыванию Ирану новых ограничений в отношении импорта вооружений и технологий. Но есть целый ряд причин, в силу которых США не суждено добиться в этом деле решающего успеха.
ИА «Ирна»: Санкции против Ирана в отношении импорта военной техники и вооружения, в соответствии с договоренностями по «ядерной сделке» (официально — СВПД, прим. перев.) должны быть сняты в октябре с. г., однако США пытаются запустить новый механизм по продлению антииранских санкций, прежде всего, относительно возможности последнего закупать новейшие вооружения. Однако, учитывая выход США из соглашений по ядерной сделке два с небольшим года назад, подобные усилия в настоящее время не имеют никаких правовых оснований.
Спецпредставитель Госдепа США по иранской проблеме Брайан Хук выступил очередной раз с публичными угрозами в отношении Ирана: он заявил, что даже если Совбез ООН не одобрит продление санкций в отношении Ирана, США все равно смогут вернуть санкции Совета безопасности, используя предусмотренные СВПД статьи 35 и 36. США и ранее выступали с подобными угрозами, угрожая применить прописанные в упомянутых статьях механизмы, предусматривающие возможность сохранения эмбарго на поставки Ирану вооружения, однако попытки США не были поддержаны другими государствами, также участниками «ядерной сделки». Но теперь, после выхода США из договоренностей по СВПД, подобные усилия не имеют даже юридических оснований и полностью незаконны с точки зрения международного права.
США начали обширные консультации с другими государствами-членами Совета безопасности ООН, Францией, Германией, Великобританией, с тем чтобы все-таки добиться осуществления своего давнего замысла, от которого они, как выясняется, и не отказывались, даже подписывая соглашения по ядерной сделке в 2015 г. — продлить санкции в отношении Ирана по импорту вооружений фактически на неограниченный срок.
Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам и вопросам безопасности, выступил 9 июня с. г. с заявлением, в котором также указал на выход США из договоренностей по «ядерной сделке» в 2018 году и подчеркнул, что потому США более не могут использовать прописанный в соглашении так называемый «механизм обжалования», предусматривающий возможность продлить действие эмбарго на поставки Ирану новых вооружений: использовать подобный механизм могут только государства-члены соглашений по СВПД, а США более не являются таковыми, подчеркнул Боррель.
Данное заявления поверенный по внешней политике стран ЕС сделал после консультаций с главой внешнеполитического ведомства КНР Ван И, подчеркнув, что «заявления США по СВПД более не могут играть никакой роли». США также не могут, по его словам, «побуждать использовать механизм обжалования и другие государства», остающиеся на данный момент в договоренностях по СВПД, и сейчас это «очевидно всем», подчеркнул Боррель.
Шаги России и Китая
Как отметило информагентство REUTERS, с 9 июня Россия и Китай, другие участники договоренностей с Ираном по СВПД, также начали предпринимать свою согласованные шаги для того, чтобы не допустить продления санкций в отношении Исламской Республики Иран. В то время как США пытались задействовать те положения соглашения с Ираном, которые допускали продление санкций (хотя уже и не имели юридически на это права), Сергей Лавров, глава российского МИДа, и Ван И, глава внешнеполитического ведомства КНР, выступили с письменным обращением к Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу.
И российские, и китайские политики и эксперты имеют общее мнение относительно того, что США, выйдя из ядерной сделки, не могут требовать задействования ее механизмов, которые могут помешать окончательному снятию с Ирана всех санкций. Так, Сергей Лавров еще в конце мая охарактеризовал усилия США по продлению санкций в отношении Ирана как шаги «не просто безответственные, но и откровенно нелепые». Глава российского внешнеполитического ведомства обвинил администрацию Дональда Трампа в развязывании политически ангажированной и полностью безосновательной международной кампании против Ирана и потребовал международного осуждения попыток США убедить Совет безопасности ООН в необходимости сохранения на неопределенное время ограничений на импорт Ираном нового вооружения.
Сергей Лавров в упомянутом письме сослался на выдвинутую еще в 1971 г. Международным судом ООН формулировку, которая гласила, что если одна из сторон, входящих в международное соглашение, аннулирует свое в нем участие, отказываясь выполнять по нему свои обязательства, то оно автоматически лишается всех прав, которые предоставляло ей данное международное соглашение.
Представитель России при Организации Объединенных Наций Василий Небензя ранее также подчеркивал, что Москва категорически против попыток США инициировать продление международных санкций в отношении Ирана. Посол России в Исламской Республике Леван Джагарян, выступая на мероприятии, посвященном 100-летней годовщине установления равноправных дипломатических российско-иранских отношений, выразил мнение, что едва ли усилия США сохранить выгодные лишь им международные санкции в отношении Ирана увенчаются успехом. «Действие санкций в отношении Ирана, в том числе тех, что предусматривают эмбарго на поставки новейшего вооружения, истекают 18 октября нынешнего года, и я полагаю, нет никаких оснований думать, что усилия США остановить процесс снятия с Ирана всех ограничений сулят им какой-то успех, ибо эти усилия, по сути, мертворожденные» — заявил дипломат.
Глава МИД КНР Ван И в письме на имя государств, входящих в Совет безопасности ООН, а также на имя Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, также назвал попытки США навязать Совбезу ООН сохранение санкций против Ирана неприемлемыми, поскольку США вышли из ядерной сделки в одностороннем порядке, нарушив тем самым и свои международные обязательства, и резолюцию 2231 Совбеза ООН.
Высокопоставленный китайский дипломат подчеркнул, что США более не являются участниками соглашения по иранской ядерной программе и потому не могут выступать ни с какими инициативами и требованиями, адресованными Совету безопасности ООН.
Глава иранского МИДа Мухаммад Джавад Зариф, в свою очередь, напомнил, что соглашение по СВПД и резолюция Совбеза ООН 2231 неотделимы друг от друга, и призвал своего американского коллегу, Госсекретаря Майка Помпео еще раз «внимательно перечитать» текст соглашения по ядерной сделке и текст резолюции. Как написал министр иностранных дел Исламской Республики на своей странице в Твиттере, Помпео, вероятно, думает, что ядерная сделка является каким-то независимым документом, который не имеет никакого отношения к деятельности и постановлениям Совета безопасности ООН. «Если он действительно так считает, пусть еще раз внимательно перечитает текст резолюции» — заключил Зариф.
Ядерная сделка, также отметил Зариф, является не просто логическим продолжением, но и частью резолюции Совета безопасности ООН 2231. «Но поскольку документ составляет более 100 страниц, то прочитать его, видимо, непосильная задача для главы американской дипломатии» — заметил министр. По словам главы иранского МИДа, «даже глупцу ясно», что без ядерной сделки не было бы и резолюции Совета безопасности, но США сами нарушили резолюцию и еще призывают сделать то же самое и других. «Потому нет и не может быть у Соединенных Штатов права голоса по этой проблеме» — подытожил Зариф.
Почему у США «нет шансов» в Совете безопасности?
США за последние два-три года неоднократно пытались под надуманными и безосновательными предлогами провести через Совет безопасности ООН разного рода решения, направленные против Ирана, но каждый раз все их устремления терпели крах.
Причиной такого положения дел можно назвать всю политику Америки образца Дональда Трампа в отношении всего международного сообщества, а не только в отношении Ирана. Очевидно, что политика под девизом «Америка превыше всего» не устраивает весь современный мир, включая союзников и партнеров США. Несомненно, последние попытки США провести в ООН нужные им решения тоже встретят адекватную реакцию мирового сообщества.
Вторая причина заключается в том подходе к международному праву и международным институтам, который США демонстрируют последние годы. США выходят из международных соглашений и договоренностей, когда им вздумается, не удосуживаясь даже объяснить причины, по которым они приостанавливают членство в той или иной организации, демонстрируя открытое неуважение ко всему мировому сообществу и даже к собственным партнерам. Естественно, игнорирование Соединенными Штатами международных институтов и международного права также не может никого устраивать.
Еще одной важной причиной провала США в их политике давления на Иран была та сила и непреклонность, которую демонстрировало внешнеполитическое ведомство Исламской Республики по принципиальным вопросам. Причем как раз МИД Ирана действовал, основываясь целиком на международном праве и исключительно в рамках тех возможностей, которые оно предоставляет. В итоге иранскому МИДу удалось не допустить создания некоего международного альянса, направленного против Ирана, чего так добивались Соединенные Штаты. Правильное понимание иранскими дипломатами текущей международной ситуации, а также тех возможностей, которые дает международное право, также помогло им добиться успеха и, в свою очередь, привело к провалу всех попыток США навязать Ирану международную изоляцию, ни в политическом, ни в экономическом, ни в правовом смысле.
Несомненно, США и сейчас будут усердно работать над тем, чтобы перетянуть международное сообщество на свою сторону, навязывая всем откровенно лживый имидж Ирана как «страны-поджигателя международных конфликтов» или «страны-террориста». Однако подобная стратегия США абсолютно не в новинку для иранских дипломатов: работа исключительно в рамках международного правового поля снова даст им неоспоримые преимущества перед политикой США, которым «иранский квест» окажется, несомненно, не по зубам и на этот раз.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.