В прежние времена в Пайплайнистане (так называется вымышленная «страна трубопроводов») скорбные повествования были нормой. Геополитическую шахматную доску просто заполонили разрушенные мечты – от столкновения газопроводных проектов Иран-Пакистан-Индия и Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия в афгано-пакистанском регионе до умопомрачительной оперы «Набукко» в Европе.
Что примечательно, каждый раз, когда на сцене появлялся Китай, как правило, все завершалось успешно. Пекин профинансировал прокладку газопровода из Туркменистана в Синьцзян, завершенную в 2009 году, а кроме того, получит немалую выгоду от двух весьма впечатляющих сделок с «Сила Сибири» с Россией.
Ну а теперь – Украина. Революция достоинства, известная как «Майдан», была проектом администрации Обамы, в котором участвовала первоклассная команда актеров под предводительством президента Соединенных Штатов: Хиллари Клинтон, Джо Байден, Джон Маккейн и, разумеется, главный дистрибьютор сладкого печенья в Киеве – Виктория «F**k Евросоюз» Нуланд.
Помимо прочего, от Украины ожидалось, что она помешает углублению энергетических связей между Россией и Германией, а также с другими европейскими потребителями. Однако, все получилось не совсем так, как было задумано. «Северный поток» уже действовал. Для поставок газа в страны Южной Европы «Газпром» предназначал еще один проект газопровода – «Южный поток». Непрестанное давление со стороны администрации Обамы привело к его срыву. Однако, это сработало ненадолго, поскольку альтернативный вариант, «Турецкий поток», уже завершен, и с 2020 года по нему начал поступать газ.
Затем главной мишенью американских атак стал «Северный поток-2». На этот раз, несмотря на все усилия со стороны администрации Трампа, сорвать реализацию проекта не удалось. Сегодня уже никто не сомневается, что к концу 2020 года прокладка будет завершена, и газопровод вступит в эксплуатацию.
Посол Соединенных Штатов в Германии Ричард Греннель, которого президент Трамп назвал «суперзвездой», был разъярен. В точности придерживаясь написанного для него сценария, он стал угрожать европейским партнерам «Северного потока-2» – компаниям ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall – новыми жесткими санкциями.
Посол с мужем:
Хуже того, он однажды заявил, что Германия «должна прекратить кормить чудовище, в то время как она даже не платит достаточного взноса в бюджет НАТО». Для тех, кто не понимает, «кормить чудовище» – не слишком тонкий намек на торговлю энергоносителями с Россией. Однако, на министра экономики и энергетики Германии Питера Альтмайера эти угрозы не произвели особого впечатления. Берлин не признает экс-территориальные санкции законными и легитимными. К тому же, Греннель и раньше не пользовался популярностью в Берлине. Дипломаты бросились открывать шампанское, когда узнали, что он возвращается домой, чтобы занять пост главы национальной разведки США.
«Адские» санкции администрации Трампа задержали завершение проекта «Северный поток-2» не более чем на год. Что действительно важно, так это то, что в этот период Киев должен был подписать соглашение о транзите газа с «Газпромом» на пять лет. Странно, что никто не говорит сегодня о том, что уже к 2025 году Украина лишится своего статуса транзитного государства, поскольку российский газ больше не будет идти в Европу через ее территорию.
В итоге можно заключить, что весь проект «Майдана» оказался фактически бесполезным для Вашингтона.
В Брюсселе ходит шутка о том, что у Европейского Союза никогда не было и не будет единой энергетической политики в отношении России. ЕС разработал газовую директиву, чтобы в принудительном порядке отделить собственника «Северного потока-2» от газа, поступающего по трубопроводу. Немецкие суды применили свое право «найн». Дело в том, что «Северный поток-2» является серьезным фактором энергетической безопасности для Германии. И этого достаточно, чтобы проигнорировать все, что бы ни выдумали в Брюсселе.
Мораль «сей басни» заключается в том, что теперь две ключевых ветки Пайплайнистана – «Турецкий поток» и «Северный поток-2» превратились в стальные пуповины, неразрывно связывающие Россию с двумя союзниками Америки по НАТО.
Теперь, как это свойственно обоюдовыгодным сценариям, и Китаю пора заняться укреплением своих отношений с Европой. На прошлой неделе канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Китая Ли Кэцян провели видеоконференцию, чтобы обсудить пандемию Covid-19 и германо-китайскую экономическую политику. Это произошло на следующий день после беседы между Меркель и Си Цзиньпином, в ходе которой они договорились о том, что намеченный на 14 сентября саммит Китай-Евросоюз в Лейпциге придется отложить.
Этот саммит должен стать кульминацией председательства Германии в ЕС, которое начнется с 1 июля. Именно тогда Германия сможет представить свою единую политику в отношении Китая, которая в теории будет объединять все 27 членов Евросоюза, включая 11 стран, которые уже имеют привилегированные отношения с Пекином и участвуют в инициативе «Один пояс, один путь».
В отличие от администрации Трампа, Меркель на самом деле предпочитает четкое, всеобъемлющее партнерство с Китаем, выходящее далеко за пределы совместного фотографирования на саммитах. Берлин гораздо более изощрен в геоэкономическом отношении, чем Париж с его довольно туманным подходом под девизом «взаимодействие и взыскательность».
Меркель и Си Цзиньпин полностью осознают неизбежность фрагментации мировой экономики после завершения мер изоляции, вызванных пандемией. И все же, в той степени, в которой Пекин вообще готов отказаться от своей прежней стратегии глобальной циркуляции, из которой извлекал немалую выгоду на протяжении последних двух десятилетий, он делает акцент на укрепление своих тесных торговых отношений с Европой.
Известный американский «диссидент» Рэй Макговерн недавно представил свою оценку текущего состояния американо-российских отношений. Суть проблемы кратко резюмировал чрезвычайно искусный российский дипломат, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков: «Мы не считаем, что Соединенные Штаты в их нынешнем состоянии являются надежным партнером, поэтому у нас нет никакой уверенности, никакого доверия. Таким образом, наши собственные соображения и выводы все меньше связаны с тем, что делает и что заявляет Америка… Мы дорожим нашими тесными и дружескими отношениями с Китаем. Мы рассматриваем их как всеобъемлющее стратегическое партнерство в самых разных областях и намерены развивать это партнерство впредь.
Вот, собственно, и все. Российско-китайское всеобъемлющее стратегическое партнерство неуклонно развивается. В том числе и благодаря трубопроводам «Сила Сибири». Добавьте сюда два «потока», связывающих Россию с ключевыми союзниками США по НАТО. Санкции? Какие санкции?