Комментируя пафосную процессию похорон афроамериканца Джорджа Флойда, автор обращает внимание на раскол американского общества. Америка прощается не с Флойдом, а с той политической системой, которая прослужила ей больше полутора веков.
12.06.2020
Арсений Каматозов
Когда нам говорят, что в золотом гробу, прошествовавшем по США, лежит случайная жертва полицейской жестокости, — это просто то самое знаменитое вытеснение, по Фрейду, а не по Флойду, и не более того.
Конечно, в ужасном сусальном арт-объекте на снимке находится тело рецидивиста Флойда, умершего во время задержания. Как сказал бы Бендер, это — медицинский факт.
Но действо с золотым гробом к медицине имеет весьма отдаленное отношение. Действо это насквозь политическое. И совершенно все равно, чьим телом наполнено пространство саркофага: Америка прощается не с Флойдом, а с той политической системой, которая прослужила ей больше полутора веков, 90 последних лет эксплуатировалась просто беспощадно — и вконец износилась.
Кстати, похороны запоздали почти на 4 года. Система ведь умерла с избранием президентом Трампа, а хоронят ее лишь сейчас — после драматической смерти Флойда. Впрочем, так бывает со сложными системами: вот Рим, отец нашей цивилизации, умер еще в третьем веке, а хоронить его начали аж в пятом. Да и то по частям…
И кстати, сейчас мы тоже хороним римские останки: политическая бинарность — сенаторы и всадники — это ведь не Флойд, знаете ли, изобрел, и не Гамильтон с Мэдисоном, если вы понимаете, о ком я. Это еще к Гаю Юлию Цезарю Октавиану Августу, цезарю и богу, восходит…
Но мы слишком далеко забрались, вернемся к нашим флойдам.
Свежие опросы показывают, что президента Трампа поддерживают 96 процентов членов Республиканской партии. Это говорит о том, что и победа демократов в будущем ноябре ничего не изменит: новый президент получит такую же разорванную неуправляемую страну двух непримиримых лагерей, которой сегодня отчаянно рулит Трамп.
И тем не менее судороги, охватившие Америку в последнюю неделю, это все же не столько предсмертная агония, сколько первые сокращения еще далеких, но уже неотвратимых родов третьей силы.
Ничего страшного в этом нет. В Старом Свете все давно уже определилось. Посмотрите на Францию: где там республиканцы и где демократы? Но при этом Макрон, следуя классикам, — это «звуковое кино, которого еще нет», а президент Трамп — «немое кино, которого уже нет».
Да и у нас, в Германии, агония социал-демократии и распад двухпартийности принял бы драматические формы, не оставайся Меркель над схваткой, недосягаемая и неопровержимая. Но это, увы, в лучшем случае еще на год. На этой неделе она еще раз подтвердила: уходя, ухожу./Про Британию мы говорить не будем, наговорились на два Брексита вперед… И третья сила, вытолкнувшая ее из Европы, не нуждается в микроскопе: видна невооруженным взглядом.
Теперь вот Штаты…
Конечно, Америка все превращает в шоу. Вот и невероятно скучный процесс трансформации двухполюсной политсистемы в некий треугольник обрел незабываемые и неповторимые декорации и мотивы. Разумеется, выглядит все это вульгарно, аляповато, шумно… Но ведь Ceterum censeo Carthaginem esse delendam — Карфаген должен быть разрушен… А как тут обойдешься без грабежей и погромов?..
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.