Потепление отношений между Россией и Китаем, отражающееся в их сотрудничестве в Арктике, является самой большой угрозой безопасности в этом регионе, заявил в четверг высокопоставленный чиновник министерства обороны Великобритании, высказав мнение, немного расходящееся с оценками экспертов, рассматривающих Москву и Пекин как отдельных акторов.
«Мы не можем отчетливо увидеть многие различия, когда присутствуют, как считается, два сильных конкурента, но с американской точки зрения их следует рассматривать как единый альянс», — сказал председатель парламентского комитета по оборонным вопросам в палате общин Великобритании Тобиас Эллвуд на совещании экспертной комиссии Центра стратегических и международных исследований по вопросам безопасности в регионах Крайнего Севера.
«Мы видим, как этот альянс развивается, становясь все сильнее и сильнее, и, как я уже сказал, меня действительно беспокоит, что существует огромное различие в том, как ведут свои международные дела Китай и Россия по сравнению с подходами Запада», — добавил он.
Эллвуд особо прошелся по Китаю, утверждая, что пандемия позволила многим в Британии «лучше откалибровать» свой взгляд на эту страну. Пекин не взял на себя ни одного из «неписаных обязательств», необходимых для поддержания международных норм и порядка, которые обычно приходят со статусом сверхдержавы и которые «обычно с радостью используются в своих собственных интересах».
Представитель оборонного ведомства Норвегии, который также выступал на совещании, взял другой тон, во многом схожий с тем, как другие международные игроки высказываются о влиянии России и Китая на Крайнем Севере. Часто упоминаемое наращивание военной мощи России в регионе и экономические инвестиции Китая в арктические страны обычно рассматриваются как две конкурирующие арктические стратегии, а не как действия пары, объединяющей свои усилия на едином фронте.
Хотя государственный секретарь Министерства обороны Норвегии Тоне Скоген действительно сказала, что «то, что Китай демонстрирует значительно возросшие амбиции в Арктике, создает ряд новых проблем», но все внимание Норвегии в основном сосредоточено на России.
«Мы по-прежнему утверждаем, что считаем Россию, в некотором смысле, самой большой проблемой, по крайней мере, на данный момент», — сказала Скоген. Между тем, Арктика «не является главным приоритетом для Китая».
Однако в некоторых отчетах отмечается, что российско-китайские отношения потеплели, особенно в сфере освоения ресурсов, сотрудничества в области судоходства и деятельности органов власти. Россия обратила внимание на Азию в поисках потенциальных инвесторов и партнерства в развитии технологий как на ключевой потребительский рынок.
«Китайско-российская двусторонняя торговля неуклонно растет… Сегодня Китай является крупнейшим торговым партнером России, а Россия — крупнейшим поставщиком нефти в Китай… Примечательно, что усиление китайско-российского экономического взаимодействия наглядно проявляется и в арктическом регионе », — говорится в майском отчете Арктического института.