Со времени публикации нашего последнего материала на тему соглашения о разделе расходов, называемого соглашением о специальных мерах (SMA), прошло два месяца, но процесс не сдвинулся ни на шаг.
Поясним, что с 1991 года Корея частично финансировала пребывание американских войск, и корейские взносы использовались для покрытия заработной платы 8600 корейских рабочих, а также оплаты строительных проектов и материально-технического обеспечения. Прошлогодняя сделка, по которой Сеул должен был выплатить около $870 миллионов, истекла в декабре 2019 г.
Переговоры зашли в тупик после первого раунда переговоров в сентябре 2019 г., когда США потребовали выплачивать ежегодно $5 миллиардов ― пятикратное увеличение по сравнению с суммой, выплаченной в прошлом году, в то время как правительство предложило увеличить ее примерно на 10%.
Последний седьмой раунд переговоров о том, сколько Сеул должен заплатить за размещение 28,5 тысяч американских военнослужащих на Корейском полуострове, прошел 17-19 марта 2020 г., но Чон Ын Бо и его американский коллега Джеймс Дехарт не смогли преодолеть разногласия. Как сообщил на условиях анонимности дипломатический источник в Сеуле, США настаивали на том, чтобы южнокорейская сторона платила за содержание $4 млрд в год. Требования снизили на $1 млрд на фоне критики того, что Вашингтон сосредотачивается больше на финансовых интересах, чем на стратегических интересах региональной стабильности.
Параллельно возникла серьезная проблема с южнокорейскими сотрудниками ВС США – так как американские деньги на них кончились, с 1 апреля их собирались отправить в неоплачиваемый отпуск. При этом, хотя Сеул предлагал посвятить этому отдельную сделку, Вашингтон выступил против, так как решение этого важного, но второстепенного вопроса станет для РК поводом затянуть решение по главному.
21 апреля Дональд Трамп снова отметил, что за пребывание на своей территории американского воинского контингента Южная Корея должна платить больше. Трамп признал, что он отклонил предложение Сеула об увеличении своей доли в расходах на оборону на 13%, исходя из принципа справедливости и на том основании, что его страна оказывает РК "огромную услугу", и к ней следует относиться "справедливо и честно". Дональд Трамп также опроверг слухи о том, что США рассматривают вопрос об уменьшении своего присутствия на Корейском полуострове, поскольку не удаётся решить вопрос о финансировании. "Дело не в сокращении военного присутствия, а в том, сможет ли Сеул обеспечить защиту собственного народа".
30 апреля в интервью агентству Reuters Дональд Трамп заявил, что "они согласились заплатить намного больше, чем раньше", однако в администрации президента РК отказались от комментариев, заявив, что переговоры всё ещё продолжаются, а министр иностранных дел Кан Ген Хва, — что сумма, которую Трамп отклонил, была самым высоким возможным уровнем для РК. "Корея и США все еще ведут переговоры по сделке о совместном финансировании оборонных расходов, и официально пока ничего не решено".
1 мая Национальное собрание единогласно приняло специальный закон, предусматривающий финансовую поддержку уволенных южнокорейских сотрудников американских войск, который должен укрепить позиции южнокорейских переговорщиков. Каждый уволенный будет получать выплату в размере от 1,8 миллиона вон (1476,6 доллара США) до 1,98 миллиона вон в месяц на одного работника, что составляет 60-70 % их среднемесячной заработной платы. Для этого потребуется ежемесячный бюджет в размере 7,5 млрд вон. Правительство планирует сначала выплатить эти деньги, а затем вычесть эту сумму из причитающихся ему платежей в США в соответствии с рамками SMA, которые будут согласованы позднее.
8 мая дипломатический источник РК снова заявил, что Южная Корея "уже сделала все возможное в пределах наших возможностей" не имеет возможности для дополнительной гибкости. Одновременно стало окончательно понятно, что текущий уровень торга выглядит так: РК заявляет, что 13% и не больше, а США с пятикратного увеличения южнокорейской доли сдвинулись на примерно полуторное — $1,3 миллиарда в год, и это наше окончательное и разумное предложение!
В тот же день 8 мая помощник госсекретаря США по военно-политическим вопросам Р. Кларк Купер снова отметил, что Соединенные Штаты продолжают добиваться соглашения о разделе расходов на оборону с Южной Кореей, поскольку ни одна из сторон не хочет видеть разрушение альянса. В Сеуле заметили, что его комментарий противоречит утверждению президента Дональда Трампа, что Южная Корея "согласилась заплатить нам значительные деньги" за размещение там американских войск.
15 мая 2020 г. Р.Кларк Купер снова заявил, что Вашингтон проявил гибкость на переговорах с Сеулом о разделении оборонных расходов, а сами переговоры продолжаются, а стороны продолжают общение в поисках договорённости, которая была бы полностью приемлема как для правительств, так и для президентов двух стран Дональда Трампа и Мун Чжэ Ина.
В ответ левая газет "Хангёре синмун" подчеркнула, что Сеул твердо придерживается своей позиции, и увеличение на 13% — это максимум, что он может дать. "Позиция правительства остается неизменной. Сумма, о которой упоминали США, недостижима".
20 мая 2020 г. на фоне опасений, что задержка переговоров может подорвать сотрудничество союзников в других областях, заместитель помощника госсекретаря США по делам Кореи и Японии Марк Кнаппер заявил, что он "очень уверен" в том, что Соединенные Штаты и Южная Корея найдут способ продвинуться вперед, поскольку обе стороны очень усердно работают, чтобы выйти из тупика. Кнаппер похвалил Южную Корею как "образец для всего мира" за ее ответ на пандемию COVID-19 и отметил, что США извлекли выгоду из сотрудничества с Кореей в борьбе со вспышками вируса. Но отметил, что сотрудничество двух стран в борьбе с коронавирусом стало возможным благодаря" многолетним и десятилетним межличностным обменам и образовательным обменам между нашими странами.
Что же до соглашения, то США ищут "способ получить справедливую долю бремени среди союзников, не только в Южной Корее, но и в других странах, будь то в Северо-Восточной Азии или Европе, чтобы уменьшить бремя американских налогоплательщиков".
Как видно, прошло уже шесть месяцев из двенадцати, когда соглашение должно бы уже действовать. Трамп торгуется (ибо всем экспертам сразу было понятно, что пятикратное увеличение было стартовой ценой, чтобы потом можно было снижать; не забудем основную специализацию Трампа как бизнесмена), Мун ломается, потому что его "гордая и независимая политика" не предполагает, что после победы на парламентских выборах Сеул сразу же сделает все по американской указке. Хотя скорее всего, рано или поздно, как и в иных случаях, Сеул продавят, но в южнокорейских СМИ это будет показано великой победой дипломатии: смотрите, каких скидок мы добились по сравнению с изначальными требованиями Вашингтона!
Константин Асмолов - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
Источник: Новое Восточное Обозрение
Рейтинг публикации:
|