Компактность, скрытность, маневренность и арсенал, по огневой мощи сопоставимый с вооружением крупных эсминцев и крейсеров, — в море проходит испытания очередной малый ракетный корабль проекта 22800 «Одинцово». ВМФ получит восемнадцать таких МРК — их распределят между Балтийским, Черноморским и Тихоокеанским флотами. О боевых возможностях и тактике применения ракетных «малышей» — в нашем материале.
Ощетиниться «Панцирем»
Малые ракетные корабли проекта 22800, или «Каракурт», начали разрабатывать в 2010-х, первый макет представили в 2015-м. По классификации МРК относятся к кораблям третьего ранга или малым корветам: длина — около 70 метров, ширина — 11 метров, полное водоизмещение — всего 870 тонн. «Каракурты» — продолжение МРК предыдущего поколения «Буян-М», действующих сейчас на Балтике и Каспии.
За счет более высокой маневренности и мореходности новые корабли могут действовать не только на мелководном Каспии, но и в открытом океане. Прочным корпусам не страшны самые серьезные штормы. Автономность плавания увеличилась до пятнадцати суток, дальность — до 2500 миль.
Новейшие МРК лучше защищены и располагают мощной противовоздушной обороной. В отличие от «Буянов», которым обязательно требовалось прикрытие наземных средств ПВО, «Каракурты» при воздушном налете могут постоять за себя сами. Корпус и надстройки выполнены с применением стелс-технологий — компактный силуэт практически невидим для радаров.
За мониторинг надводной обстановки, целеуказание и взаимодействие с другими кораблями отвечает радиолокационный комплекс «Минерал-М». Активная РЛС этой системы засечет крейсер на расстоянии около 250 километров, пассивная «видит» еще дальше — на дистанции до 450 километров.
Начиная с «Одинцово», все последующие «Каракурты» будут оснащать морской версией зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь». Его главная задача — очистить небо над МРК от самолетов, вертолетов, противокорабельных ракет, разведывательных и ударных беспилотников.
«Панцирь» включает в себя два шестиствольных зенитных автомата, способных за минуту выпустить до пяти тысяч 30-миллиметровых снарядов, а также восемь управляемых ракет, достающих цели на дальности до сорока километров. Кроме того, при необходимости «Каракурт» может отработать «Панцирем» по прибрежным наземным целям.
Для ближнего боя на кораблях имеются 76,2-миллиметровая артиллерийская установка АК-176МА и пара крупнокалиберных пулеметов «Корд».
Главный «Калибр»
Особенность «Каракуртов» в том, что они способны уничтожать боевые надводные корабли как во взаимодействии с другими силами флота, так и самостоятельно. Ракетные «малыши» готовы наносить удары по критически важным объектам противника в береговой зоне, предотвращать диверсионно-террористические операции, искать и спасать экипажи терпящих бедствие судов, помогать пограничникам.
Экс-командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов отметил, что, по сравнению с советским периодом, задач у современного «москитного» флота прибавилось.
«Их даже малыми ракетными кораблями назвать сложно, хотя они по размеру совсем небольшие, — пояснил адмирал. — Вооружены дальнобойным ракетным оружием, могут действовать на оперативном уровне и даже «заглядывать» в стратегию, если требуется уничтожить особо важные цели, такие как объекты управления».
Комоедов подчеркнул, что главное преимущество МРК перед более крупными кораблями — компактность и, соответственно, малозаметность.
«Когда я командовал Черноморским флотом, у меня в распоряжении был крейсер «Москва», — вспоминает военачальник. — Признаюсь честно: как командующий я не знал, куда его спрятать от ударов в угрожаемый период, как сберечь для дальнейшего применения. Можно, конечно, вывести корабль в море, опираясь на собственные оборонные возможности и силы охранения, но этого недостаточно. Ведь его еще надо эффективно использовать».
По словам адмирала, с учетом географического положения России малые ракетные корабли идеально подходят для решения локальных боевых задач на периферии и прикрытия побережья.
«Открытого выхода в Мировой океан, по сути, у нас нет. Единственное место — с Камчатки, — объясняет Комоедов. — Север закрыт Фареро-Исландским рубежом, Балтийский и Черноморский флоты под контролем, все проливы на Тихоокеанском флоте, кроме Камчатки, — тоже. Поэтому мы должны брать, перефразируя известное выражение, и числом, и умением. Сейчас есть постоянное место базирования в Тартусе. Там будет полноценная военно-морская база. И даже со стороны Черного моря, не выходя из акватории, этими малыми кораблями и их оружием можно решать задачи в Средиземном море».
Вооружению «Каракуртов», несмотря на их скромные размеры, позавидуют и более крупные боевые корабли. Главный аргумент — универсальная вертикальная пусковая установка на восемь крылатых ракет «Калибр» или сверхзвуковых противокорабельных ракет “Оникс”.
Ракеты с “Каракуртов” достают надводные корабли на расстоянии порядка пятисот километров. Летят по заранее проложенному маршруту и за счет предельно малой высоты в 10-15 метров над водой преодолевают сильные системы ПВО. Стрелять по крейсерам и эсминцам можно днем, ночью и даже в условиях радиоэлектронного противодействия.
Дозвуковые «наземные» «Калибры» предназначены для уничтожения целей на суше, дальность поражения — 2,5 тысячи километров. Ракеты уже отлично показали себя в деле, когда малые ракетные корабли «Буян-М» отстрелялись ими из Каспийского моря по объектам террористов в Сирии.
Стратегия сдерживания
В ближайшие годы на вооружение флота должны поступить восемнадцать «Каракуртов». Их строят сразу на нескольких предприятиях по всей стране: на судостроительном заводе «Пелла» в Санкт-Петербурге, на верфях в Зеленодольске, Комсомольске-на-Амуре и Керчи. Новые МРК изготавливают исключительно из отечественных комплектующих. Освоили собственное производство силовых установок.
По словам главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, строительство катеров — отголоски обязательств России по Договору о ракетах средней и меньшей дальности, похороненному США.
«Когда ДРСМД еще действовал, Россия могла размещать крылатые ракеты только на морских и воздушных носителях, — объясняет эксперт. — Для стратегического сдерживания неядерными средствами приняли решение увеличить число носителей крылатых ракет именно на флоте, потому что воздушные не столь дальнобойные и в то же время более дорогие. Поэтому запустили большую серию МРК с ракетами семейства «Калибр».
Первым новые МРК начал получать Балтийский флот: «Мытищи» и «Советск» служат в соединении ракетных кораблей и катеров Балтийской военно-морской базы уже несколько лет. Теперь очередь за «Одинцово» — на ходовых испытаниях предстоит проверить его скоростные и маневренные характеристики, работу агрегатов, систем и узлов, навигационных и радиотехнических средств. Затем экипаж отстреляется по морским и воздушным мишеням в буквальном смысле слова из всех пушек и ракетных установок.
Тихоокеанский флот получит шесть МРК. На Амурском судостроительном заводе уже достраиваются «Удомля», «Ржев» и «Уссурийск». Еще один МРК — «Павловск» — для ТОФ заложат летом. Кроме того, «Каракуртами» усилят Черноморский флот — первый МРК войдет в состав объединения до конца 2020-го.
Впрочем, по мнению Мураховского, в будущем темпы строительства снизят. «Ограничение по дальности для баллистических ракет снято, — отметил он. — А крылатые ракеты при всех их достоинствах все-таки дозвуковые, и на максимальную дальность они летят несколько часов. Баллистическим хватает 15-20 минут».
В нынешних условиях, когда договор РСМД уже не действует, с экономической и военной точек зрения эффективнее формировать ракетные бригады Сухопутных войск.