Цены на нефть потихоньку восстанавливают комфортные для России уровни - но что будет, если сделка ОПЕК+ развалится? А она таки может развалиться.
От мартовских истерик Саудовской Аравии не осталось и следа - парням в пододеяльниках быстро и подробно объяснили про иллюзорность их небывалой мощи на мировом рынке. С тех пор Мохаммед бен Салман (он же МБС для краткости) стал куда сговорчивей и покладистей - саудиты "охотно" пошли не только на новую сделку в апреле, но и совершенно "добровольно" взяли на себя дополнительные обязательства по сокращению добычи каменного масла, как метко выражается наш любимый Крокодил Лесной.
Сделка ОПЕК++ казалась идеальной, поскольку даже Америка, которая эту сделку не подписывала, уже сократила добычу минимум на 2,3 млн баррелей в сутки. Впрочем, когда собственные хранилища забиты почти под горловину, весьма трудно сохранять добычу в прежнем виде - иначе говоря, даже банкротства сланцевиков сегодня выглядят настолько естественно и органично, что это кажется всеобщей спланированной стратегией передела рынка.
Тем не менее, война вовсе не окончена - сланцевый сектор еще жив, а у принцев Саудовской Аравии все еще слишком много лимузинов и слишком мало ездовых верблюдов. Вопрос был только в том, кто и когда нанесет следующий удар - и, похоже, сейчас мы видим подготовку этого удара.
Начнем с того, что в июне уровень сокращений добычи достиг 89% от ранее оговоренной квоты - однако в дружном коллективе страдальцев от цен на нефть всегда найдется тот, кто желает страдать меньше остальных - и в этот раз отличились четыре страны: Казахстан, Ангола, Нигерия и Ирак.
Вот о последнем мы сегодня и поговорим. Так уж случилось, что добычу нефти в Ираке ведут транснациональные нефтяные компании, среди которых затесался и российский Лукойл. Ирак формально участвует в сделке ОПЕК+, однако от пикового уровня добычи в 4,9 млн баррелей в сутки сейчас добыча упала до 4,48 млн баррелей в сутки - и сдвигаться ниже иракцы уже не хотят.
Вернее, не хотят не сами иракцы, а те нефтяные компании, которые в Ираке работают. К примеру есть такое месторождение, как "Западная Курна-2", где ведет добычу российский Лукойл - общий запас извлекаемой нефти там составляет примерно 14 млрд баррелей.
При этом крайне любопытно соотношение прибыли по добыче - 75% от извлечения нефти имеет российская компания, а 25% остаются на долю государственной иракской корпорации NOC. При этом иракцы не вкладывают в разведку и бурение ни копейки, но в данных климатических условиях Лукойл прекрасно справляется и без помощи местных - все-таки это не Западная Сибирь или шельф Карского моря.
И вот когда МБС звонит ВВП с просьбой урезонить аппетиты компании Лукойл, Владимир Владимирович привычно делает круглые глаза и клятвенно заверяет саудовских партнеров, что в пределах юрисдикции Российской Федерации компания Лукойл ведет себя просто образцово-показательно, свято соблюдая все достигнутые с саудовскими партнерами договоренности.
То, как ведет себя компания Лукойл на иных рынках, зависит от позиции властей тех стран, где российские нефтяники ведут добычу. И если очень дорогие и глубоко уважаемые саудовские партнеры хотят повлиять на Лукойл на рынке Ирака, они должны обращаться к правительству Ирака, а не в Кремль - но мы клятвенно обещаем погрозить господам Аликперову и Федулу начальственным пальчиком, чтобы те совсем не распоясались. Будут плохо себя вести - не пригласим их на новогоднюю елку в Кремле. Или пригласим, но дадим места в десятом ряду, что еще обиднее.
Естественно, после таких переговоров МБС срочно звонит в Багдад - но и там ему в самых витиеватых восточных предложениях рассказывают, что центр не очень-то и контролирует полуавтономный Курдистан, который никаких сделок с ОПЕК+ не подписывал - и вообще, кроме Западной Курны-2 русских пригласили еще и на группу месторождений "Блок 10", что неподалеку.
Итог этих саудовских метаний неутешителен: к настоящему моменту Ирак сократил свою добычу всего на 42% от достигнутых в апреле договоренностей. Иными словами, иракцы даже в июне не вышли на тот уровень сокращения добычи, который был оговорен ими в апреле - при этом с самих иракских властей взятки гладки - международные нефтяные компании инвестировали в Ирак много-много денег и теперь хотят вернуть свои инвестиции в виде прибыли.
При этом международные нефтяные компании совсем не беспокоит сделка ОПЕК+, поскольку они не действую в рамках юрисдикции тех стран, в которых прописаны их штаб-квартиры - а кто будет слушать слабое и безвольное правительство в Багдаде?
Русские партизаны занялись своим привычным делом - и теперь не только в Ираке, но и в Анголе и даже в Нигерии. Проклятые китайские коммунисты не просто отказываются от сладкого аравийского каменного масла - они подчистую начали выгребать почти всю нефтедобычу не совсем кошерной нигерийской нефти.
Из последних свежих новостей: "Саудовская Аравия стремится увеличить свои ненефтяные доходы, в то время как ее нефтяные доходы страдают от низких цен на нефть и повышают таможенные пошлины на сотни импортируемых продуктов по состоянию на 10 июня.
Саудовская Аравия будет поднимать импортные пошлины на продукты, начиная от мяса, молочных продуктов и овощей до химикатов, транспортных средств и строительных материалов. Импортные пошлины на эти продукты будут повышены на 0,5 - 15 процентных пунктов, начиная со следующей недели.
Повышенные импортные пошлины - это еще один шаг со стороны главного мирового экспортера нефти, чтобы попытаться собрать больше денег для своего бюджета в то время, когда низкие цены на нефть сокрушают саудовские нефтяные доходы.
Однако аналитики говорят, что более высокие импортные пошлины ударят по потребителям в то время, когда потребительские расходы и доверие находятся на низком уровне из-за экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 и обвалом цен на нефть, в который само королевство внесло свой вклад, ведя ценовую войну за долю рынка в марте." (конец цитаты)
"Ну, милок, каков итог?
Обмишулился чуток?
Только сей чуток потянет
Лет примерно на пяток"
(с) Леонид Филатов
Резюмируем: саудиты прекратили войну с хуситами - на нее нет денег; саудиты сократили социальные обязательства - на них нет денег; саудиты втрое повысили налог на добавленную стоимость - нужно больше денег в бюджет; саудиты вводят дополнительные пошлины на импорт - нужно еще больше денег в бюджет, чтобы выполнить социальные обязательства.
В итоге всего за три месяца население Саудовской Аравии уже почувствовало последствия неразумных действий кронпринца Мохаммеда - но война только началась, основные последствия еще только планируются.
Сдается мне, что вскоре и по саудовским городам и весям начнутся мирные демонстрации с плавным переходом в мордобой в чисто восточном стиле. Тем более, что молодым кронпринцем крайне недовольны его многочисленные родственники, незаслуженно отлученные от кормушки.
А все потому, что русский медведь очень не любит, когда ему пытаются что-то там объяснить с распальцовкой.
И да - еще не придумано стойла, в которое можно загнать русского медведя.
*****
P.S. Specially for khomiachok's: банкротство сланцевой компании наступает не тогда, когда падает цена на нефть, а тогда, когда приходит время для ежегодной выплаты по кредитам.
Для "Уайтинг Петролеум" это время наступило в начале апреля, для других наступит ближе к осени - а нынешняя "вкусная" цена позволяет покрывать только операционные расходы, и то далеко не всегда.
Олег Лавров
Рейтинг публикации:
|