Примечательно, что масс-медиа мало говорят об опасности для экологии или затратах проекта. Гораздо больше они рассуждают о том, угрожает ли России «второй Босфор» Турции?
Анкара затеяла опасную игру
Следует напомнить, что из Средиземного моря в Черное можно попасть только через один пролив – Босфор. Правила прохода через него были закреплены в конвенции Монтре еще 80 лет назад. В соответствии с ее положениями, Турция пропускает военные корабли нечерноморского государства максимум на 21 день, а их общее водоизмещение должно составлять не более 30 тыс. тонн. Цель такого договора простая – не допустить милитаризации этой морской акватории.
Однако теперь военное равновесие под угрозой, подчеркивает автор статьи. Эрдоган планирует прорыть через Стамбул 45-километровый канал. При этом он не будет подчиняться никаким международным ограничениям
- пишет издание Die Welt.
Нынешний глава Турции говорил о необходимости постройки канала еще в 2011 году, когда был премьер-министром. Казалось бы, пандемия должна была вообще поставить крест на таких планах. Но президент, наоборот, проявил небывалое рвение.
Результат – в феврале турецкий министр транспорта и инфраструктуры объявил, что строительство канала начнется в этом году. Уже в конце марта заявили о начале работ.
У Анкары появится уникальный рычаг давления?
Эрдогана не испугали протесты местных жителей, которые не хотят постройки канала. Как пишет немецкая пресса, экологи уже забили тревогу, поскольку проведение подобных работ ударит по окружающей среде. Но Анкару это в итоге не остановило.
Для Эрдогана канал – приоритетный проект, который должен принести ему не только выгоду и престиж, но и геополитическую власть. Турецкий президент не отступится от своего замысла – об этом он говорил достаточно часто
- сообщает Die Welt.
Анкара, возможно, уверена в том, что через новый канал можно будет пропускать военные суда. К примеру, она может дать разрешение на проход в пролив кораблям НАТО, чтобы получить какие-нибудь преференции от США.
Вот только в конвенции Монтре сказано, что военные корабли (общим водоизмещением в 30 тыс тонн) других государств могут оставаться в Черном море максимум 21 день. Наличие нового канала не меняет правила в самой морской акватории. Это значит, что России пока нет смысла опасаться американских авианосцев у берегов Крыма. Впрочем, даже если Анкара и пойдет на провокации, Москва уже имеет опыт жесткого воздействия на Турцию, а значит придумает контрмеры.
Илья Круглей