С распадом Советского Союза и ослаблением национальных экономик премьер-министр Индии Нарасимх Рао с 1992 года начал проводить новую политику под лозунгом «Взгляд на Восток». Она стала основным краеугольным камнем внешней политики Индии после окончания холодной войны. Эти шаги были направлены на укрепление межгосударственных отношений Индии со своими соседями в Юго-Восточной Азии через политическую многоплановость. Политика «Взгляд на Восток» охватывала экономические, стратегические и политические уровни взаимодействия и продемонстрировала приверженность Индии развитию более тесных связей со своими соседями.
Индия стала полноправным партнером по диалогу Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 1995 году и членом Регионального форума АСЕАН в 1996 году. Политика «Взгляд на Восток» создала позитивные и конструктивные условия для общения между Индией и государствами Юго-Восточной Азией. Страны региона положительно отнеслись к этим политическим шагам с учетом возможных экономических выгод, которые это могло бы принести. Кроме того, некоторые страны начали смотреть на Индию как на потенциальный противовес Китаю. Однако в это время индийская экономика оказалась в шатком положении, а концепция либерализации торговли была совершенно новой для государств Южной Азии. Кроме того, у Индии не было проектов по развитию коммуникаций, и страну беспокоили собственные внутренние проблемы. В результате индийская политика «Взгляд на восток» пошла не по плану, и не удалось достичь ожидаемых результатов, что привело к разочарованию у стран Юго-Восточной Азии.
Когда премьер-министр Нарендра Моди возглавил правительство Индии в 2014 году, он заявил, что его администрация будет уделять особое внимание отношениям Индии с государствами Юго-Восточной Азии. Кроме того, Моди принял программу восточного партнерства (Act East Policy), которая представляла собой более активный и энергичный вариант политики «Взгляд на Восток». Учитывая, что в этот период Индия находилась в более выгодном экономическом положении, новая «Восточная политика» породила у многих позитивные надежды. Чтобы проиллюстрировать свою приверженность новой политике, Нью-Дели организовал свою миссию в АСЕАН в апреле 2015 года и направил делегацию высокого уровня во главе с бывшим министром обороны Манохаром Паррикаром на переговоры в Шангри-ла в июне 2016 года.
Проекты по развитию сухопутных и морских коммуникаций также были выделены в качестве одного из приоритетов индийской политики восточного партнерства. На 13-м саммите АСЕАН-Индия в 2015 году Моди объявил об открытии кредитной линии в размере 1 миллиард долларов для проектов развития коммуникаций в Юго-Восточной Азии. В настоящее время разрабатываются такие крупные проекты, как автомагистраль Индия-Мьянма-Таиланд и мультимодальный транзитно-транспортный проект Каладан. Торговля между Индией и странами АСЕАН также значительно выросла с 65 до 97 миллиардов долларов. Помимо торговли и коммуникаций, политика восточного партнерства ориентирована на стратегическое взаимодействие. Индия неизменно сотрудничает со странами региона в военной сфере, включая борьбу с терроризмом и в сфере обеспечения безопасности на море. Однако интересно то, что Россия также может сыграть важную роль в усилении стратегической составляющей индийской восточной политики.
Россия обогнала Великобританию в 2018 году на рынке вооружений, став вторым самым крупным производителем оружия в мире. Кроме того, Россия укрепила свои позиции главного поставщика оружия в регионе. В период с 2010 по 2017 год страны региона закупили российских вооружений на сумму 6,6 миллиарда долларов, что составило более 12 процентов российских продаж. Есть ряд причин, по которым российское оружие имеет большой успех в регионе. Во-первых, оно значительно дешевле, чем оружие, предлагаемое Соединенными Штатами. При этом, несмотря на разницу в цене, российские вооружения известны своей превосходной эффективностью и качеством. Во-вторых, значительный экономический подъем региона за эти годы способствовал росту покупательной способности и соответственно наращиванию поставок вооружений и военной техники. В-третьих, напористые действия Китая стали катализатором для укрепления обороноспособности стран региона с целью обеспечения своих интересов.
Индия является одним из крупнейших покупателей оборудования и техники российского производства. Более того, индийские вооруженные силы хорошо известны тем, что достаточно умело и эффективно эксплуатируют и обслуживают российскую технику. В Индии построены специальные центры, оснащенные передовым оборудованием, для обучения индийского персонала и проведения технического обслуживания и ремонта военной техники. Таким образом Индия может использовать свой опыт работы с российским оборудованием, предлагая свои услуги по обучению и сервисному обслуживанию странам региона.
Это не является чем-то новым для Индии, поскольку в прошлом она уже осуществляла аналогичные проекты во Вьетнаме и Малайзии. Между тем, поскольку ожидается, что объем продаж военных заказов российского производства в регионе будет расти, Индия может воспользоваться преимуществами, одновременно играя важнейшую роль в укреплении как стратегических, так и военных связей с остальными государствами Юго-Восточной Азии.