По большому счету, пандемия коронавируса, объявленная в конце января Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), привела к огромным потерям в Бразилии, России, Индии, Китае и Южной Африке (БРИКС). Предположительно источником заражения является (хотя пока нет никаких доказательств) город Ухань в Китае. Между тем, Всемирная ассамблея здравоохранения согласилась начать расследование происхождения болезни, неумолимое продвижение которой по планете с конца прошлого года уже унесло жизни более 320 тысяч человек. Это пошатнуло практически все экономики мира.
Для всех стран, включая страны БРИКС, перспективы остаются довольно мрачными. Статистические данные по состоянию на 24 мая свидетельствуют, что в Бразилии число больных – 330 890 тысяч, в России — 344 тысяч 481, в Индии – 131 тысяча 423, в Китае — 84 81, и в Южной Африке — 20 тысяч 125 человек. Это означает, что на Южную Африку с населением 57 миллионов человек приходится пятая часть всех подтвержденных случаев заболеваний коронавирусом в Африке.
Далее, если оценивать соотношение численности населения каждой из стран БРИКС к количеству инфицированных, то оказывается, что Россия, похоже, находится в худшем положении, оказавшись на втором месте в мире, а за ней на третьем месте — Бразилия. При «пессимистичном сценарии» число активных случаев может снова достичь максимума, когда придет ожидаемая «вторая волна коронавируса», если строгие меры предосторожности будут игнорироваться.
Министерство здравоохранения России провело 7 мая совещание с представителями стран БРИКС в режиме видеоконференции, на котором, в частности, обсуждался вопрос об угрозе новой пандемии коронавируса и необходимости совместного принятия мер. Мероприятие проводилось в рамках российского председательства в БРИКС.
БРИКС должен ускорить реализацию некоторых своих предыдущих инициатив. На протяжении многих лет страны-члены организации стремились расширить сотрудничество в борьбе с инфекциями и наладить совместное производство вакцин и организовать вакцинацию. Сотрудничество в борьбе с инфекционными заболеваниями уже давно является приоритетом для них. Например, в итоговой декларации саммита БРИКС 2015 года, проходившего в Уфе, содержатся поручения организовать работу по мониторингу рисков возникновения вспышек заболеваний.
В этой декларации говорилось: «Мы высоко оцениваем усилия стран БРИКС по содействию расширению международного сотрудничества для достижения поставленных целей в сфере здравоохранения, включая обеспечение всеобщего и равного доступа к медицинским услугам и предоставления качественных услуг с учетом различных национальных особенностей, политики, приоритетов и возможностей».
Например, в прошлом месяце министры иностранных дел стран БРИКС провели видеоконференцию под председательством министра иностранных дел Сергея Лаврова. Во встрече приняли участие министр иностранных дел Бразилии Эрнесто Араужо, министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар, министр иностранных дел Китая Ван И и министр международных отношений Южной Африки Грейс Наледи Пандор.
Китай и Россия имеют прочные рабочие отношения, и обе страны являются членами БРИКС. Россия возражает против попыток Соединенных Штатов превратить Всемирную организацию здравоохранения в форум для сведения политических счетов, заявил министр Лавров коллегам во время видеоконференции министров иностранных дел стран БРИКС, состоявшейся в конце апреля. По словам Лаврова, Россия тесно сотрудничает с Китаем, и у нее нет оснований выступать против Поднебесной.
На протяжении 2020 года Россия временно председательствует в БРИКС под лозунгом «Партнерство БРИКС для глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста». Под российским председательством упор делается на развитие науки, технологий и инноваций, цифровой экономики и здравоохранения, а также на укреплении сотрудничества в борьбе с международной преступностью. Кроме того, в этом году запланированы десятки научных, спортивных и культурных мероприятий.