Будущее международных отношений во многом зависит от того, как развернётся борьба за мировое лидерство между США и Китаем, вступающая сейчас в новый этап.
Вспоминая Дэн Сяопина, автора китайских реформ, нельзя не вспомнить и его принцип во внешней политике «скрывать возможности и ждать своего часа». Многое говорит о том, что этот час пришёл. Одним из указаний на это может служить такой факт, как выход в свет второго, расширенного и дополненного, издания книги теперь уже отставного генерал-майора китайских ВВС Цяо Ляна и его коллеги Ван Сянсуя (Wang Xiangsui) «Неограниченная война. Генеральный план Китая по уничтожению Америки». Первый раз эта книга была издана двадцать лет назад и представляла собой пособие для Народно-освободительной армии Китая (НОАК) по «асимметричной войне» – философское осмысление военного искусства Сунь-Цзы в борьбе с превосходящими силами противника.
Цяо Лян и Ван Сянсуй
Цяо Лян давно вышел в отставку и стал директором Совета по исследованиям в области национальной безопасности Китая (Council for Research on National Security). А в эти дни его книгу разобрали по цитатам таблоиды от Австралии до Канады, вынося в заголовки афоризм Цяо Ляна: «Если нам надо танцевать с волками, мы не должны танцевать в ритме Соединенных Штатов».
Какие «фигуры танца» особенно впечатляют комментаторов? Прежде всего, обусловленные производительной экономикой. Так, из 1400 частей востребованного сейчас аппарата вентиляции лёгких 1100 производят в Китае; там же происходит сборка этих аппаратов – по американским лицензиям, но на китайских предприятиях. Вопрос Цяо Ляна: как США могут готовить войну против самой крупной производительной силы в мире, когда их собственная промышленность выведена за рубеж?
Вьетнам, Филиппины, Бангладеш, наконец Индия готовы были бы заменить дешёвую китайскую рабочую силу, если бы не одно но, цитирует Цяо Ляна Global Research: «Подумайте о том, какая из этих стран имеет больше обученных рабочих, чем Китай? Какого качества среднего и высшего образования готовил Китай человеческие ресурсы в последние 30 лет? Какая страна выпускает в год больше 100 миллионов студентов вузов и техникумов?»
Автор книги «Неограниченная война» согласен, что даже в условиях вирусно-экономического кризиса США способны «напрямую или косвенно вмешаться в тайваньский вопрос» и найти предлог для введения санкций против Китая, отгородив его от Запада, на который работают 40 процентов китайской экономики. Стало быть, сейчас не самое благоприятное время для воссоединения острова Тайвань с Китаем. Однако, подчёркивает Цяо Лян, «мы не можем прервать процесс китайского национального ренессанса». И предлагает линию поведения в этом важном для Пекина вопросе: «Действовать в огромной серой зоне между войной и миром или думать о таких более практических вещах, как подготовка военных операций, которые не ведут к войне, но могут включать умеренное использование силы… Если американские власти размахивают палкой, это значит, что они попали в капкан».
Разбирая вопрос о Тайване, генерал НОАК в отставке призывает поддерживать и развивать стратегические силы КНР. Выход книги с такими призывами означает, что Пекин готовится отвечать на любые проявления гибридной войны со стороны США. И в Вашингтоне это понимают. Глава Индо-Тихоокеанского командования США (United States Indo-Pacific Command) адмирал Филип Дэвидсон запросил 20 миллиардов долларов на «жёсткий военный кордон» от Калифорнии до Японии, чтобы завершить создание «высокоточной ударной сети» на ротационной основе в Индо-Тихоокеанском регионе. Асимметричным ответом на это со стоны Китая должна стать, видимо, ещё более активная внешняя политика Пекина, собирающего союзников с целью превратить попытки изоляции Китая в Азии в самоизоляцию США.
Пекин, площадь Тянаньмэнь. Фото: REUTERS Carlos Garcia Rawlins
Процесс развивается. В ответ на ограничение производства китайской Huawei Пекин начал расследование деятельности американских Apple, Qualcom, Cisco и Boeing, чтобы приостановить их деятельность в Китае. Китайская сторона опровергает прогнозы западных экспертов: к примеру, в минувшем апреле китайский экспорт вырос на 3,5 процента, тогда как ФРС прогнозировала его падение на 15,7 процента. Профицит торгового баланса КНР составил больше 45 миллиардов долларов против предполагавшегося 6,3 миллиарда.
В кампанию по выборам президента, которая идёт в США, Трамп вошёл под антикитайским флагом. Что будет после 3 ноября (день выборов), сейчас не угадать, но The Washington Post отмечает, что «растущее напряжение между США и Китаем получило свежую порцию риторики в виде острого диспута об ответственности за распространение коронавируса и проблемы Тайваня».
На войне как на войне. Пекин ответил тем, что внёс на рассмотрение 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва, которая открылась в Пекине 22 мая, проект решения о создании и совершенствовании правовой системы и механизмов защиты государственной безопасности в Сянгане (Гонконг), где был брошен «серьезный вызов принципиальной линии КНР «одна страна, две системы».
Законодательство по защите национальной безопасности в Специальном административном районе (САР) Сянган является исключительно внутренним вопросом Китая, и ни одна страна не имеет права вмешиваться в него, заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.