Соединенные Штаты заявили о выходе из еще одного международного соглашения. В четверг вечером по германскому времени государственный секретарь Майк Помпео (Mike Pompeo) сообщил о решении США выйти из Договора по открытому небу с переходным периодом в шесть месяцев. «Однако мы пересмотрим наше решение, если Россия вновь станет в полной мере соблюдать договор», — написал Помпео на сайте американского правительства.

Несколько депутатов от Демократической партии уже назвали планируемый выход США из договора без соответствующих консультаций с Конгрессом и партнерами по НАТО незаконным.

Договор по открытому небу (ДОН) относится в силу своей малой известности к непретенциозным соглашениям в широком спектре мер контроля над вооружениями. И хотя он не лимитирует и не запрещает каких-либо категорий вооружений и тем самым по определению не относится к инструментам, связанным с разоружением и контролем над вооружениями, он в значительной степени способствует прозрачности и укреплению доверия в трансатлантической системе. Вступивший в силу в 2002 году Договор по открытому небу регулирует инспекционные полеты над территориями 34 стран-участниц, в том числе всех стран НАТО, России, Украины и некоторых неприсоединившихся государств.

Полученными во время подобных полетов данными обмениваются государство-инспектор и государство, над которым проводится инспекция, они же подвергают данные техническому контролю качества. Не в последнюю очередь такие данные имеют высокую ценность для тех стран — участниц договора, которые не располагают собственными разведывательными спутниками. Вдобавок полученные снимки надежно защищены от манипуляций, что в эпоху широко практикуемых подделок изображений имеет огромное значение.

В начале кризиса на Украине договор доказал свою практическую пользу. В 2014 году США удалось с помощью полета в рамках ДОН зафиксировать вторжение российских войск на территорию Украины и довести эти сведения до партнеров по Договору на дипломатических и общественных форумах.

США надеются на записи с коммерческих спутников

Тем не менее правительство США и некоторые депутаты Конгресса от Республиканской партии еще несколько месяцев назад усомнились в релевантности договора. С одной стороны, они указывали на возможность пользоваться снимками с коммерческих спутников, которые по своему техническому качеству как минимум равноценны данным, полученным в результате полетов в рамках ДОН. С другой стороны, они указывали на то, что Россия нарушает договор, ограничивая полеты над высоко милитаризированным эксклавом Калининград дальностью в 500 километров и запрещая полеты над приграничными районами грузинских регионов Абхазия и Южная Осетия. Россия в свою очередь обвиняет США в многочисленных нарушениях договора.

 

Возможно, проблемы США коренятся не только в нарушениях договора, но и в технологическом превосходстве России при применении Договора по открытому небу. В то время как США совершают свои полеты на шестидесятилетних самолетах ОС-135В и еще не перешли на использование цифровых камер, Москва оснастила свои Ту-154 новейшей сенсорной техникой, соответствие которой договору постоянно подвергается сомнению, что несправедливо. До недавнего времени создавалось впечатление, что США собираются перейти на цифровые сенсорные системы и закупить новые самолеты для полетов в рамках ДОН, но теперь эти планы ввиду выхода страны из Договора утратили актуальность.

 

Сторонники Договора считают, что он значительно укрепил европейскую безопасность и дал возможность обнаруживать долгосрочные изменения на военных объектах и в случае необходимости ставить вопрос о них на общественных и дипломатических площадках. Но эти возражения не находят отклика, как и тот факт, что США, выйдя из Договора, нанесут еще больший вред и без того нестабильным отношениям с европейскими партнерами.

При этом с европейской точки зрения отказ США от Договора не должен быть сюрпризом. Уже выход США из Договора о РСМД в 2019 году, последовавший в ответ на размещение новой российской ракеты средней дальности, а также их односторонняя денонсация атомного соглашения с Ираном были явными сигналами того, что безопасность Европы США не особенно интересует. Да и равнодушие, с которым правительство США смотрит на будущее договора СНВ-III, последнего классического соглашения о контроле над вооружениями, свидетельствует о значительном обесценивании любых многосторонних соглашений в ущерб европейцам и трансатлантическому альянсу.

Германия должна вступиться за Договор

Для Германии Договор имеет большое значение. Правительство ФРГ занимает в области применения ДОН лидирующую позицию, инвестировав 120 миллионов евро в разработку нового самолета типа Аэробус А319 с большой дальностью полета и с цифровым сенсорным оборудованием. Но Германия заинтересована в сохранении договора не только из-за расходов, даже если США больше не будут в нем участвовать.

 

Европейские государства получают выгоду от прямого военного обмена с Россией. В то же самое время этот договор — одна из немногих еще существующих мер по поддержанию доверия, гарантирующих хотя бы в минимальном объеме прозрачность и контакт между военным персоналом и экипажами самолетов, в том числе и во время кризисов. Отказ от Договора не только станет ударом для тех государств, которые не обладают собственными спутниками-шпионами, но и будет означать дальнейшую капитуляцию перед постоянной эрозией трансатлантической системой безопасности.

 

Поэтому Германия вместе с европейскими партнерами и Канадой должна активно выступить за сохранение Договора, даже если выход России из него в ответ на действия Америки весьма вероятен. Существует целый ряд предложений, как этого добиться.

В данном контексте возникает и вопрос о разработке собственной политики безопасности с Россией, от чего Германия до сих пор уклонялась. В то же самое время партнеры по НАТО не должны заключать двухсторонних соглашений с США, разрешающих обмен фотоматериалами, полученными в рамках ДОН, окольными путями. Это может привести к дальнейшей стремительной эрозии договора.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.