В США рассматривают Польшу как возможный "новый дом" для американского ядерного арсенала в Европе, после того как немецкие социал-демократы возобновили дебаты о целесообразности сохранения американского "ядерного зонтика" над ФРГ. И такая возможность уже вызывает недовольство России - могущественного восточного соседа Польши.
Германия должна “исключить размещение американского ядерного оружия в будущем", - заявил в начале мая лидер социал-демократов в немецком Бундестаге Рольф Мюцених, вызвав негативную реакцию со стороны партнеров по коалиции и министра иностранных дел Германии Хейко Мааса.
Заявление Мюцениха было поддержано партийными лидерами, которые рассматривают пацифистские лозунги как возможный козырь на парламентских выборах в следующем году: СДПГ также выступает против покупки американских истребителей F-18, способных нести ядерные боеголовки, что является одним из условий сохранения Германией ядерного потенциала в период после 2030 года.
Ричард Гренелл, посол США в Германии, обвинил немецкое правительство в том, что оно не вносит свой вклад в политику ядерного сдерживания НАТО; американское посольство напомнило Берлину об обязательствах перед НАТО и подчеркнуло: “Если Германия воистину стремится быть державой, которая борется за мир, то сейчас настало время для солидарности”.
"Будет ли Германия нести эту ответственность, или же она будет сидеть сложа руки и просто наслаждаться экономическими выгодами от безопасности, обеспечиваемой другими союзниками?" - говорилось в заявлении посольства США.
В нем также упоминалось о Варшавской декларации 2016 года, в которой лидеры НАТО подчеркнули, что “фундаментальная цель ядерного потенциала НАТО заключается в сохранении мира, предотвращении принуждения и сдерживании агрессии.”
В ходе недавних дискуссий немецкие эксперты по безопасности спрогнозировали "эффект домино" после вывода ядерного оружия из Германии.
"Германия может отказаться от ядерного сдерживания. Это вынуждает Польшу переосмыслить вопрос о ядерном сдерживании. И это мотивирует Россию активизировать свою стратегию влияния в Центральной и Восточной Европе. Результат: еще больше конфликтов на востоке, Европа слабеет", - прокомментировал в Twitter Ульрих Спек, сотрудник Немецкого Фонда Маршалла.
Польша на замену?
Посол США в Польше Жоржетта Мосбахер повысила ставки и предположила, что в случае, если Германия попытается “уменьшить свой ядерный потенциал и ослабить НАТО, возможно, Польша, которая платит свою справедливую долю, понимает риски и находится на восточном фланге НАТО, могла бы предоставить свои возможности”.
Хотя Варшава официально не предлагала такого решения, эта возможность озвучивалась еще в декабре 2015 года в то время заместителем министра обороны, нынешним послом Польши в НАТО Томашем Шатковским.
Однако перемещение американского ядерного оружия в Польшу было бы ”дорогостоящим, неразумным с военной точки зрения, поскольку это сделало бы его более уязвимым для упреждающего удара, неоправданно провокационным и вызывающим разногласия внутри НАТО", - предупредил Стивен Пайфер, бывший американский дипломат в Польше и действующий сотрудник "Инициативы в области контроля над вооружениями и нераспространения ядерного оружия Института Брукингса".
По его словам, такой шаг потребует строительства специальной инфраструктуры, которая обеспечивала бы безопасность оборудования и специальных изолированных бункеров, которые должны быть созданы в Польше.
Это также сделало бы Польшу более уязвимой для нападения и могло бы привести к разногласиям между союзниками по НАТО, поскольку некоторые члены могут не согласиться на передачу ядерного оружия Польше.
"Этот твит лучше было не публиковать. Единственное, что он делает - это дает господину Мюцениху новую точку опоры в дискуссиях о выводе бомб из Германии; ссылаясь на посла Мосбахер, он будет заявлять: “Мы можем отправить их в Польшу”, - заключил Пайфер.
Россию это не обрадовало
Заявление Мосбахер о возможности размещения американского ядерного оружия в Польше вызвало резкую реакцию со стороны российского Министерства иностранных дел.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Мосбахер хочет “поговорить о возможности приближения ядерного оружия и его инфраструктуры к российским границам".
Это было бы "нарушением одного из ключевых положений" Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 года.
Этот акт - политическое соглашение, а не юридически обязывающий договор — обязывает НАТО осуществлять коллективную оборону и решать другие задачи путем “обеспечения необходимой оперативной совместимости, интеграции и потенциала для усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения значительных боевых сил” на территориях бывших государств Варшавского договора.
"Мы надеемся, что Вашингтон и Варшава осознают опасный характер такого рода высказываний“, - сказала Захарова, добавив, что подобные заявления ”еще больше обостряют отношения между Россией и НАТО, которые и так уже переживают не лучшие времена“ и "угрожают материальной основе европейской безопасности.”
Вместо этого безопасность может быть укреплена путем "возвращения американских боеголовок на территорию США.”