25 апреля президент США Дональд Трамп и президент России Владимир Путин выступили с совместным заявлением, посвященным 75-й годовщине встречи американских и советских войск Эльбе.
В заявлении говорится: «Это событие стало предвестником решающего поражения нацистского режима. „Дух Эльбы" является примером того, как наши страны могут отложить в сторону противоречия, выстроить доверие и сотрудничать во имя общей цели. Давая сегодня отпор наиболее серьёзным вызовам XXI века, мы отдаём дань уважения доблести и мужеству всех тех, кто вместе сражался для разгрома фашизма. Их героический подвиг никогда не будет забыт».
Тем не менее спустя совсем немного времени после этой речи появились новые противоречия. В День Победы 8 мая Белый дом опубликовал в Твиттере короткое видео, в котором президент Соединенных Штатов заявил, что «Америка и Великобритания одержали победу над нацистской Германией».
В следом вышедшей статье «День Победы в Европе: время празднования, размышления» Пентагон открыто обвинил Германию и Советский Союз во вторжении в Польшу. С точки зрения США, Советский Союз, как и нацистская Германия, был «преступником», который начал Вторую мировую войну.
За две недели страны прошли путь от сотрудничества в «духе Эльбы» до раскола по поводу причины возникновения Второй мировой войны — изменения происходят очень быстро, а времени прошло слишком мало, что заставляет людей вокруг удивляться.
Ранее, когда лидеры США и России говорили о «духе Эльбы», некоторые китайские эксперты и ученые высказывались в СМИ, выражая беспокойство и опасения по поводу того, что США и Россия начнут совместное сдерживание Китая.
Известный специалист по России и профессор У Дахуэй также прокомментировал ситуацию:
Сегодня лидеры России и США снова напомнили о духе Эльбы, еще раз продемонстрировав конструктивный подход России к улучшению противоречивых отношений с Соединенными Штатами. В странах мира в условиях эпидемии только Россия имеет тенденцию получать выигрыш. В последние годы, хотя между Россией и Соединенными Штатами было много случаев разобщенности, противоречий и конфликтов, но двусторонние контакты, сотрудничество и взаимное расположение никогда не прерывались. Путин всегда может ухватиться за возможность, чтобы использовать ее в своих целях.
После терактов 11 сентября первым, кто позвонил президенту США Джорджу Бушу-младшему, были не британский и французский лидеры, а Путин, а до начала антитеррористической войны в Афганистане 17 из 19 ценных сведений Белого дома, касающихся Афганистана, были предоставлены Россией. Отношения между Россией и Соединенными Штатами после войны в Косово и российско-грузинской войны были гораздо более напряженными, чем после кризиса на Украине: Путин смог воспользоваться возможностью и успешно ослабил напряженность с Америкой. Он также использует нынешнюю эпидемическую обстановку для снятия существующей сейчас напряженности между двумя странами.
В свое время я писал в колонке комментариев: не стоит увлекаться интерпретациями.
Если взглянуть на отношения между Соединенными Штатами и Россией на протяжении всего периода с 1990-х годов, они всегда находились в цикле «смягчение — нарастание напряженности — перезагрузка».
Президент США Трамп некогда высмеивал Хиллари Клинтон и министра иностранных дел России, которые нажали символическую «кнопку перезагрузки», продемонстрировавшую стремление двух стран возобновить отношения. Однако вскоре после перезагрузки произошел крымский инцидент, и американо-российские отношения вновь ухудшились.
Даже если отношения между США и Россией смягчатся, это будет кратковременный и ограниченный период, в то время как конфронтация является среднесрочной и даже долгосрочной. Причина заключается в том, что между двумя сторонами существуют непримиримые структурные противоречия. Эти противоречия между Америкой и Россией в основном выражаются в четырех аспектах: геополитическая конкуренция, эквивалентность ядерного потенциала, конкуренция в экономической сфере и различие идеологий.
Геополитическая конкуренция Америки и России
Наиболее острой проблемой является геополитика, поскольку конкуренция в геополитике — это главным образом игра с нулевой суммой. Геополитическое соперничество между Соединенными Штатами и Россией в Восточной Европе, особенно у российских границ, существовала и будет продолжать существовать еще долгое время. Сейчас Америка постоянно размещает войска и противоракетные объекты в странах, расположенных вокруг России, что обостряет эту геополитическую конкуренцию. Президент Путин однажды подверг резкой критике Брестский мир с Германией, подписанный во времена Ленина, заявив, что в нем вообще не учитывались геополитические интересы России.
Генри Киссинджер однажды сказал: «Россия — страна, которая не имеет чувства безопасности, и, как автомобиль, она должна безостановочно двигаться вперед, непрерывно расширяя и контролируя собственную периферию, чтобы создать ощущение собственной безопасности вокруг».
Россия стала основным игроком в глобальной геополитике с тех пор, как армия императора Александра I вошла в Париж в 1814 году. Начиная с геополитической конкуренции между Великобританией и Россией в XIX веке на пространстве Евразии и до холодной войны между Америкой и Советским Союзом в XX веке, — все это было продолжением государственного сознания и исторической традиции России. Россия позиционирует себя как мировую державу. По этой причине российская дипломатия и стратегия рассматривают национальные интересы России с глобальной точки зрения.
Это подобно тому, как Соединенные Штаты являются единственной сверхдержавой в мире и считают себя единственным мировым гегемоном. Подобное самоопределение и национальные цели и определяют острые геополитически конкурентные отношения между США и Россией. Даже после окончания холодной войны, когда Россия отвернулась от Запада, Соединенные Штаты нисколько не смягчили давление на нее в рамках геополитической конкуренции. Отсюда видно, что геостратегическая конкуренция является ультра-идеологической. Ради контроля над Европой и поддержания долгосрочного существования НАТО, Соединенным Штатам также нужен такой геополитический противник, как Россия.
С XXI века, с момента вступления Путина в должность, Россия и США то и дело меряются силами в Грузии, на Украине, Ближнем Востоке и других регионах. Поэтому в среднесрочной и долгосрочной перспективе не наблюдается тенденции ослабления такого рода геополитической конкуренции.
Эквивалентность ядерного потенциала США и России
В период холодной войны Соединенные Штаты и Советский Союз активно участвовали в гонке ядерных вооружений, а Россия унаследовала большую часть советского ядерного оружия. В 2019 году у нее насчитывалось 6850 ядерных боеголовок против 6550 американских.
По развитию ядерного оружия наземного базирования России ушла далеко вперед
В Соединенных Штатах имеются только стационарные пусковые шахты, разработанные 50 лет назад для запуска межконтинентальных ракет LGM-30 «Минитмен». Максимальная дальность полета этих ракет составляет всего 13 тысяч километров, и она может нести до 335 килотонн в тротиловом эквиваленте.
У России же есть более совершенные межконтинентальные баллистические ракеты «Сармат» и «Тополь-М»! Максимальная дальность полета ракеты «Сармат» составляет 18 тысяч километров, что позволяет говорить о ней как о межконтинентальной ракете «всемирного поражения». Ракета также может нести от 10 до 15 ядерных боеголовок весом от 500 до 750 килотонн в тротиловом эквиваленте. Кроме того, что касается наземного базирования, у России еще есть МБР «Тополь-М», запускаемые с подвижного ракетного комплекса, в то время как у Соединенных Штатов такого типа ракет нет, поэтому Россия намного опережает Штаты в области разработки межконтинентальных ядерных ракет наземного базирования.
Американское авиационное ядерное оружие немного опережает российское
Хотя в области разработки бомбардировщиков-носителей ядерных боеголовок Россия не так хороша, как Соединенные Штаты, поскольку у них есть стратегический бомбардировщик-невидимка B-2, но Россия не уступает США с точки зрения ядерных ракет, которые могут выпускать эти бомбардировщики. Соединенные Штаты могут запускать высокоточные дозвуковые крылатые ракеты «Томагавк», которые имеют дальность 3000 километров и могут нести тактические ядерные боеголовки W80, в то время как у России есть крылатые ракеты Х-555 с дальностью полета 3500 километров и Х-101 с дальностью 4500 километров, обе из которых могут также нести ядерные боеголовки. Таким образом, в авиационном ядерном оружии США лишь немного опережают Россию!
Ядерное оружие морского базирования США лучшее
Если говорить о разработках США межконтинентальных ракет подводного пуска и морского базирования, вершиной мировых технологий МКР является разработанная Америкой баллистическая ракета подводных лодок UGM-133A «Трайдент II». Ракета на одну ступень меньше по размеру, чем другие межконтинентальные ракеты подводного пуска, но максимальная дальность полета составляет около 11 тысяч километров, кроме того, она может нести 14 ядерных боеголовок W87 весом 475 килотонн в тротиловом эквиваленте. Помимо этого, погрешность в точности поражения ракеты контролируется в пределах 90 метров!
По сравнению с российской баллистической ядерной ракетой подводных лодок «Булава» американская ракета намного лучше.
В целом, можно сказать, что ядерные силы США и России с точки зрения количества баллистических ракет и транспортных средств в основном уравновешивают друг друга. И в последние годы Россия снова начала разработку сверхзвуковых ракет.
Поэтому только американские военные могут заявлять, что Россия — это единственная страна, способная за короткий промежуток времени уничтожить Соединенные Штаты, и она — самая большая угроза для Америки в военном отношении.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.