Несмотря на распространение вирусной инфекции, политическая жизнь в Белоруссии не останавливается. 11 мая стартовала президентская кампания, которая должна завершиться выборами 9 августа. Кампания эта имеет ряд примечательных особенностей.
15 мая завершилась подача заявлений на регистрацию инициативных групп по выдвижению кандидатов на пост президента. На первом же заседании Центризбирком зарегистрировал группу президента Александра Лукашенко численностью более 11 тыс. человек. При этом лагерь его соперников оказался настолько своеобразным и многочисленным, что многие уже назвали происходящее театром абсурда.
О своём желании баллотироваться в президенты заявили около 60 (!) человек, а заявления в ЦИК подали 55. Среди них оказались безработные, пенсионеры, видеоблогеры, фельдшеры, санитарка, электрогазосварщик, машинист насосных установок и ряд иных не менее интересных фигур. Большинство из них либо сразу было отсеяно ЦИК, либо будет снято в процессе сбора подписей. Белорусский Центризбирком, возглавляемый почти четверть века Лидией Ермошиной, уже оформил ряд дополнительных инструментов для очистки списков кандидатов. Например, в связи с инфекцией установлено, что сборщики подписей должны выполнять рекомендации по соблюдению мер дистанцирования, быть в перчатках и защитных масках. Нарушение этих требований грозит лишением аккредитации члена инициативной группы и снятие с предвыборной гонки самого кандидата.
Однако количество потенциальных кандидатов – не главная особенность президентской кампании в Белоруссии.
Кто и под какими лозунгами идёт на выборы?
Если изучить биографии желающих стать президентом Белоруссии и их заявления, то оказывается, что среди них нет практически никого, кого можно назвать пророссийски настроенным, выступающим за союз с Российской Федерацией. Мы говорим вовсе не о принижении кем-то значимости суверенитета Белоруссии или о предложениях включить РБ в состав РФ. Мы о другом – о необходимости развития белорусско-российской интеграции в рамках Союзного государства и укреплении связей в области политики, экономики, культуры. Об этом не говорит никто из конкурирующих с Лукашенко кандидатов. Даже не имеющий шансов на регистрацию из-за рождения за пределами Белоруссии Андрей Иванов, которого иногда называют «адептом Русского мира», подчёркивает, что он «не пророссийский, а просоюзный, то есть пробелорусский».
Всех, кто планирует побороться за пост президента Белоруссии, условно можно разбить на два лагеря. Первый – оппозиция, которая давно известна националистическими и в ряде случаев русофобскими взглядами. Второй – независимые кандидаты, роль и место которых в нынешней избирательной кампании выглядят неоднозначно. Отдельно стоят видеоблогеры, стремление которых поучаствовать в происходящем вызвано желанием увеличить количество своих подписчиков. Всерьёз относиться к ним как потенциальным кандидатам не имеет смысла, хотя власти и стали обращать на движение протеста в Интернете всё больше внимания (штрафы, административные аресты); так, популярного в Белоруссии видеоблогера Сергея Тихановского отправили отбывать арест сразу после его заявления, чем сорвали регистрацию его инициативной группы.
Главное русофобское крыло – оппозиция. При этом у её кандидатов нет ни чёткой программы, ни финансов, ни человеческих ресурсов. Это доказал громкий провал «праймериз» по выдвижению единого кандидата. Сначала в «праймериз» отказалась участвовать большая половина оппозиционеров; затем оставшиеся не смогли довести дело до конца и переругались. Прикрываясь словами о «неблагоприятной эпидемиологической обстановке», они свернули спектакль и пошли на выборы поодиночке. Единственным, кто отказался участвовать в предвыборной гонке, стал Павел Северинец, давно требующий разорвать все отношения с Москвой и примкнуть к западному лагерю. Однако его уход не означает, что представители белорусской оппозиции стали менее агрессивны по отношению к России.
Среди тех, кто к 15 мая подал документы на регистрацию от лагеря оппонентов Лукашенко, нет, повторяем, никого, кто бы выступал за углублённую интеграцию с Россией. Если не брать в расчёт массовки из почти трёх десятков «кандидатов протеста» из команды Николая Статкевича, остальные претенденты от оппозиции известны как ярые, радикальные западники. К ним относятся сам Статкевич, председатель партии «Белорусская социал-демократическая Грамада» Сергей Черечень, глава движения «За Свободу» Юрий Губаревич, сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Ольга Ковалькова, исполняющий обязанности председателя Объединённой гражданской партии Николай Козлов. Все они, так или иначе, высказывались за отказ от интеграционных процессов между двумя странами. Менее радикальны в этом отношении бывший депутат палаты представителей Анна Канопацкая и сопредседатель объединения «Говори правду» Андрей Дмитриев, но и они ратуют за сближение с Западом, допуская лишь «партнёрские» отношения с РФ. Отдельно нужно отметить депутата парламента и председателя Либерально-демократической партии Олега Гайдукевича, который называет себя «конструктивной оппозицией», но всегда действует в рамках указанных ему установок официальной идеологии, призывая Москву «не трогать» Белоруссию и её суверенитет.
Независимых от политических партий и движений кандидатов, которые могут представлять интерес с точки зрения предвыборной борьбы, в Белоруссии на 15 мая только двое. Это бывший руководитель Парка высоких технологий Валерий Цепкало и теперь уже бывший глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико. Оба вызывают к себе неоднозначное отношение.
Валерия Цепкало, который работал помощником президента в сфере науки и технологий, был послом в США и первым заместителем министра иностранных дел, а с 2006 года 11 лет руководил «жемчужиной» Белоруссии – Парком высоких технологий, многие считают ставленником администрации президента, который должен оттягивать на себя внимание части молодёжи. Последнее Цепкало вполне по силам.
Схожая ситуация с Виктором Бабарико, который объявил о своём намерении баллотироваться одновременно с увольнением с поста главы «Белгазпромбанка». За последние годы он стал известен в Белоруссии благодаря деятельности, связанной в первую очередь с поддержкой националистов деньгами. Это не влияло на его работу в банке, а сам он благодаря множеству интервью в СМИ за короткое время превратился в медийную личность. Кроме того, в средствах массовой информации и социальных сетях ему упорно создаётся имидж одного из главных конкурентов Лукашенко. И неудивительно, что именно Бабарико сумел сформировать вторую по численности инициативную группу – около 8 тыс. человек, из которых заявления в ЦИК подали около 5,5 тыс. Однако ни поддержка СМИ, ни деньги банкира не позволяют говорить о нём, как о самостоятельной политической фигуре. По мнению аналитиков, Бабарико, как и Цепкало, появился на политической сцене для того, чтобы создать демократическую ширму и раздробить оппозиционный электорат на мелкие группы, не допустив широкой волны протестов в августе.
Белорусский ЦИК на последнем заседании отсеет большинство поданных на регистрацию заявлений, чтобы окончательно не превращать избирательную кампанию в цирк. При этом каждый из потенциальных кандидатов постарается использовать предоставленную ему возможность, а главной темой президентской кампании станут «независимость и суверенитет».