Мы продолжаем цикл публикаций по защите прав предпринимательского сообщества - субъектов малого и среднего предпринимательства.
Комментирует ситуацию и разъясняет актуальные вопросы по защите предпринимателями своих прав, по нашей просьбе (Союз предпринимателей Кубани и ИА "Перспектива-ру") старший советник юстиции И.В. Новицкая.
Перспектива-ру. Когда проверка уже на подходе, предприниматели, руководители организаций пытаются навести порядок в своей документации, минимизировать нарушения. При этом зачастую не знают, кто именно придет к ним с проверкой, и что конкретно будут проверять. Что делать в таком случае? С чего начинать? Когда проверка уже на подходе, предприниматели, руководители организаций пытаются навести порядок в своей документации, устранить имеющиеся нарушения. При этом зачастую не знают, кто именно придет к ним с проверкой, и что конкретно будут проверять.
Для того, чтобы подготовиться к проверке, определиться в своих дальнейших взаимоотношениях с контролирующим органом, в первую очередь необходимо определить, в чем заключаются полномочия проверяющих. Такие данные имеются в положении о конкретном ведомстве, определяющем его основные задачи, функции, полномочия.
Во-вторых, необходимо установить вид государственного контроля (надзора), в рамках которого будет проводиться проверка, для определения перечня нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора). Информация о видах надзора, закрепляемых за конкретным ведомством, также будет содержаться в положении о нем. Помимо федеральных законов и постановлений Правительства РФ, определяющих особенности и порядок проведения соответствующего вида государственного контроля (надзора), по каждому виду надзора соответствующий орган исполнительной власти утверждает административный регламент исполнения указанной функции.
В-третьих, необходимо определить вид и форму ожидаемой проверки или иных мероприятий по контролю для прогнозирования возможных мер воздействия, принимаемых по результатам их проведения. Определяя разные виды мероприятий по контролю, законодатель устанавливает для каждого мероприятия разные основания, порядок, сроки и результаты его проведения. Понимая разницу в проводимых мероприятиях по контролю, хозяйствующий субъект без труда сможет определить правовой статус документа, оформляемого по результатам проведенного каждого из мероприятия: какой документ оформляется, каким образом на соответствующее требование реагировать, что необходимо, а что возможно осуществить по результатам предъявления такого документа, какие меры реагирования могут (а в каких случаях должны) предпринять органы государственного контроля при непредставлении хозяйствующим субъектом сведений, обозначенных в документе, или представлении неполной (искаженной) информации?
Немаловажное значение в организации и проведении государственного контроля (надзора) приобретает объект проверки. Объектом может являться как хозяйственная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом, так и отдельные производственные объекты. При этом в зависимости от сферы правового регулирования, вида государственного контроля (надзора) и органов их осуществляющих один и тот же объект проверки может приобретать разный правовой статус: в зависимости от категории риска, класса опасности и других критериев. В свою очередь, сроки проведения проверки, ее периодичность, виды и формы проверки, возможность их проведения во многом предопределяются правильной идентификацией объекта государственного контроля.
Далее, определив правовые основы осуществления полномочий проверяющих и разобравшись с объектом проверки, необходимо определить предмет проверки: какие требования органы государственного контроля намереваются проверять, в каких нормативных правовых актах такие обязательные требования закрепляются и какие требования следует считать обязательными? Отметим при этом, что на сегодняшний день практически каждым органом государственного надзора утвержден перечень нормативных актов, составляющих предмет проверки.
Перспектива-ру. А есть какой-то единый документ, где указаны все виды государственного контроля? На сегодняшний день отсутствует нормативный правовой акт, который бы единым перечнем определял все существующие виды государственного контроля (надзора) и органы, их осуществляющие. Сложность в раскрытии видов государственного контроля (надзора) и определении правовых основ их осуществления также заключается в том, что за одним ведомством могут закрепляться разные виды государственного контроля (надзора), а также в том, что определенный вид государственного надзора может осуществляться разными органами исполнительной власти, в рамках которого могут осуществляться иные виды контроля (надзора). Происходит своего рода наслоение надзоров. И все это может регламентироваться разными нормативными правовыми актами.
Возьмем, к примеру, лицензионный контроль. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет более сорока видов деятельности, на которые требуются лицензии. Особенности организации и проведения мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля устанавливаются разными федеральными законами.
Наиболее сложным и «многослойным» на сегодняшний день является экологический надзор. Он включает в себя государственный надзор за использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; федеральный государственный лесной надзор; федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; федеральный государственный охотничий надзор; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и т.д.
Следует отметить, что некоторые из указанных видов надзора осуществляются не только органами государственного экологического надзора: Росприроднадзором и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, но и иными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями. Несмотря на то что общие требования организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля определяются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в то же время другими нормативными правовыми актами могут предусматриваться не только особенности проведения отдельных видов проверок, но и собственно осуществление государственного контроля (надзора). Причем речь идет не только о законах, но и о подзаконных нормативных правовых актах.
Перспектива-ру. Что из себя представляет проверка, какие они бывают? Проверка - это совокупность мероприятий, которые проводят органы государственного контроля (надзора) или муниципального контроля в отношении юридических лиц, чтобы проверить, соответствует ли их деятельность или действия (бездействие), производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Законом предусмотрено два вида проверки - плановая и внеплановая. Плановая проверка проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ): - соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; - соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановая проверка может быть документарной или выездной. Она проводится в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ, не чаще чем один раз в три года (ч. 2, 11 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
В отдельных случаях плановые проверки не проводятся либо устанавливается иная периодичность их проведения. Например, в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Порядок уведомления юридического лица о проведении плановой проверки определен ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Проверяющий орган должен уведомить юридическое лицо о проведении такой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Сделать это можно посредством направления юридическому лицу копии соответствующего распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) этого органа (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) и (или) подписанного квалифицированной электронной подписью электронного документа (по электронной почте на адрес, указанный юридическим лицом) либо иным доступным способом.
Предметом внеплановой проверки, в частности, является (ст. 10 Закона № 294-ФЗ): - соблюдение юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; - выполнение предписаний органов государственного или муниципального контроля; - проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан. О проведении внеплановой выездной проверки по общему правилу проверяющие органы должны уведомить юридическое лицо не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Это следует из положений ч. 16, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с ч. 1.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ. Общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Однако в исключительных случаях указанные сроки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, а микропредприятий - не более чем на 15 часов (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).
В случае, предусмотренном ч. 2.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проведение плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства может быть приостановлено, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление такой проверки не допускается. Данные выводы следуют из ч. 2.1 ст. 13 Закона 294-ФЗ.
На весь период приостановления проведения плановой выездной проверки действия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, связанные с указанной проверкой, на территории, в зданиях и на иных объектах субъекта малого предпринимательства прекращаются (ч. 2.2 ст. 13 Закона 294-ФЗ).
Для работодателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, может быть установлен режим постоянного государственного контроля. Указанный режим, перечень объектов повышенной опасности, в отношении которых он вводится, порядок проведения проверок устанавливаются Правительством РФ.
Перспектива-ру. Какие основания для плановой и внеплановой проверок?
Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня (ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ): 1) государственной регистрации юридического лица; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица; 3) начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности.
Иными словами, указанные обстоятельства являются основанием для включения конкретного юридического лица в ежегодный план проведения проверок.
Мы ранее уже говорили о том, что Сводный план проведения проверок формирует Генеральная прокуратура РФ и размещает его на официальном сайте в сети Интернет www.genproc.gov.ru в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Внеплановая проверка проводится в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
Важно иметь ввиду, то пункт 5 ст. 3 Закона № 294-ФЗ не допускает проверку одного юридического лица несколькими проверяющими органами, если она касается исполнения одних и тех же требований. В следующей публикации подробнее остановимся на применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора). Поговорим, что такое риск-ориентированный подход, в каких сферах он применяется, как устанавливаются категории риска и классы опасности, как предпринимателю узнать информацию о категории риска или классе опасности и можно ли их изменить.
Источник: Перспектива-ру.
Рейтинг публикации:
|