В период кризиса, связанного с распространением covid-19, российский авторитаризм проявил себя в полной мере. Технологии ведения наблюдения, демонстрация силы на международной арене, распространение дезинформации и правительственной пропаганды дают оппонентам Кремля массу поводов для критики тех мер, которые Россия принимает в борьбе с коронавирусом.

Однако подход России к борьбе с пандемией во многом похож на подход Соединенных Штатов. И эта схожесть, вероятно, делает Россию гораздо более узнаваемой и знакомой нам по сравнению с той «загадкой, завернутой в тайну и помещенной внутрь головоломки», о которой говорил Черчилль.

В своей работе, посвященной иммиграционной политике России, я говорю о том, что порой политики называют какие-то события кризисами, чтобы решить не связанные с ними проблемы или мобилизовать определенные идеи. В другой моей работе о России говорится, что меры, принимаемые в условиях кризиса, могут принести дополнительную выгоду, — к примеру, повысить шансы на победу на выборах, — однако они далеко не всегда позволяют достичь желаемых целей и могут привести к непрерывному циклу кризисов.

Во многих смыслах Россия уже привыкла к кризисам. Хотя современные кризисы все реже ограничиваются пределами одного государства, внутренняя политика демонстрирует, насколько сильно лидеры стремятся к рациональным решениям.

В процессе сбора данных о мерах, принимаемых в России для борьбы с пандемией covid-19, для исследовательского проекта CoronaNet — инициативы, отслеживающей то, какие меры для борьбы с распространением коронавируса принимают правительства разных стран по всему миру, — я обнаружила три общие черты, объединяющие Россию и Соединенные Штаты и не имеющие никакого отношения к авторитарным наклонностям и политике президента Путина и президента Трампа.

1. Россия предоставляет регионам право самостоятельно решать, какие меры необходимо предпринимать

Россия — это федеральная система, внутри которой власть распределяется между правительством в Москве и органами власти в более чем 80 областях. Руководители некоторых областей достаточно компетентны и относительно независимы от Кремля. Другие — нет. Чтобы справиться с распространением covid-19 руководители некоторых областей устроили облавы на китайских граждан, ввели цифровые пропуска для выхода из дома и даже перекрыли границы между областями. Подобные меры быстро попадают в заголовки международных изданий, потому что они представляют собой яркие проявления авторитаризма.

Более прозаичные меры, принимаемые местными властями, не вызывают у международной аудитории такого горячего интереса. Власти Москвы создали целевую рабочую группу по борьбе с распространением коронавируса, построили больницы, увеличили объемы производства масок и первыми в стране ввели режим всеобщей самоизоляции. Другие области последовали примеру Москвы. Эти решения принимаются на уровне мэров и губернаторов.

2. На общенациональном уровне политика зависит от чиновников высшего звена

Хотя в России нет системы, подобной американской системе сдержек и противовесов, решения во многих областях политики зависят от позиций целого ряда чиновников высшего звена. Целевая рабочая группа, созданная в январе, руководила процессом принятия мер по борьбе с распространением covid-19. Под руководством вице-премьера Татьяны Голиковой и главного санитарного врача Анны Поповой эта рабочая группа контролировала процесс создания тест-систем, разработала порядок введения карантинных мер и режима самоизоляции, ежедневно публиковала свежую информацию о ситуации с коронавирусом в стране, а также составила огромное количество официальных рекомендаций по закрытию границ, ограничению передвижений и использованию общественных пространств.

К тому времени, когда в середине марта премьер-министр Михаил Мишустин взял эту рабочую группу под свой непосредственный контроль, курс уже был задан. К концу марта Путин стал принимать более активное участие в этом процессе, однако в своих решениях он опирался на рекомендации и компетентные знания членов этой рабочей группы. Мои прежние исследования показали, что чиновники правительства часто предлагают Путину свои решения, убеждая его в необходимости их принять, и что далеко не всегда принципы и меры политики спускаются сверху вниз. То, что мы сейчас наблюдаем в России касательно кризиса с коронавирусом, вписывается в эту схему. Как и в Соединенных Штатах, в процесс принятия решений в России вовлечено множество чиновников и различные уровни правительственного бюрократического аппарата.

3. Россия публикует неполные данные

Во всех странах коронавирусный кризис наглядно продемонстрировал, что даже самые точные и «прозрачные» данные далеко не всегда помогают устранять неопределенность в режиме реального времени. Эксперты и комментаторы в один голос говорили, что публикуемые российскими властями данные по числу заболевших коронавирусом неполные или даже подтасованные. Такие же споры по поводу статистики в Соединенных Штатах ведутся в первую очередь вокруг методов выявления заболевших и подсчетов числа жертв.

Эти споры подтверждают, какую важную роль цифры играют в современной политике. Возможности России по сбору данных весьма внушительны, о чем свидетельствует огромное количество чиновников, занимающихся обработкой больших объемов числовых данных. Однако назначение этих данных далеко не всегда напрямую связано с рассматриваемой проблемой.

Отчеты российского правительства изобилуют данными о числе людей, обследованных мобильными медицинскими бригадами, о количестве звонков на горячую линию по коронавирусу, о числе людей, находящихся на больничном, о контроле температуры тела на границах, о выпущенной нормативной документации. Как и в Соединенных Штатах, где правительственные чиновники тоже публикуют данные о каких-то незначительных аспектах, — к примеру, о количестве защитных приспособлений, доставленных в тюрьмы, — основная цель заключается в том, чтобы продемонстрировать активную деятельность властей, даже если эти цифры не имеют никакого отношения к конкретным результатам. Хотя публикация данных имеет большое значение для обеспечения прозрачности, сами по себе цифры не несут в себе эту самую прозрачность.

Действительно ли можно сравнивать Россию и Соединенные Штаты?

Эксперты раскритиковали те меры, которые Россия и Соединенные Штаты приняли для борьбы с распространением covid-19. Некоторые из них указали на наличие структурных проблем, таких как неравномерный доступ к медицинской помощи в Соединенных Штатах и неполноценная медицинская инфраструктура в России. Другие эксперты считают, что основными проблемами стали политика невмешательства Путина и непоследовательность Трампа.

Возможно, сейчас стало модным сравнивать стили руководства Путина и Трампа и делать акцент на их теплых отношениях. Но, как показал кризис с covid-19, сегодня стало трудно распределять «хорошую» и «плохую» политику по категориям «демократический» и «авторитарный».

Тем не менее, сравнивать Россию и Соединенные Штаты может быть полезно еще по одной причине. Политолог Джоэл Мигдал (Joel Migdal) сказал: «Штаты, возможно, однажды начнут распадаться на части по швам, просто потому что этих швов слишком много». Сегодня все больше решений и мер, таких как как встречи рабочих групп, финансирование инфраструктуры и сбор данных, происходят на уровнях, которые гораздо ниже уровня президента, и осуществляются карьерными чиновниками и должностными лицами. Вполне возможно, эта работа и есть тот клей, который ежедневно скрепляет швы как авторитарных, так и демократических систем.

Кэресс Шенк — адъюнкт-профессор политологии в Назарбаев университете в Казахстане, член исследовательской сети PONARS, участница исследовательского проекта CoronaNet и автор книги «Зачем контролировать иммиграцию: стратегические цели управления миграцией в России» («Why Control Immigration?: Strategic Uses of Migration Management in Russia»).

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.