«Я думаю, они были в замешательстве», сказал Трамп репортёру на брифинге в субботу в Белом Доме. «Я думаю, они знали, что это нечто очень плохое, и я думаю, они были сбиты с толку. Но знаете, нет, я думаю мы делаем всё очень хорошо».
Днём ранее Трамп завил, что Китай занижает смертность от коронавируса, и сказал, что происхождение вируса исследуется. «Если это была ошибка, ну, ошибка это ошибка. Но если они сознательно ответственны, да, тогда должны быть последствия», сказал президент. Под «ошибкой» Трамп подразумевает широко распространённые слухи, что вирус просочился из правительственной вирусологической лаборатории в Ухане. Тщательно выверенная формулировка президента не несёт никаких официальных упреков Пекину, одновременно позволяя некоторым из его сторонников утверждать, что Китай либо спровоцировал эпидемию, создавая биологическое оружие, или усилил кризис, умышленно скрывая информацию от Запада.
Политически для президента США это беспроигрышная ситуация. В начале апреля с небольшой разницей 54 против 46 процентов американцы в опросе Harris Poll высказались, что «от Китая следует потребовать заплатить за распространение вируса, а 72% сказали, что считают, что сообщения Китая о влиянии эпидемии были неточными. Исследование Pew Survey выявило, что 30% американцев полагают, что вирус был создан в лаборатории. Оставив открытой возможность популярных теорий заговора, Трамп поддерживает мотивацию своей избирательной базы, хотя и настаивает, что Китай действовал по ошибке. Как сказал президент, «ошибка есть ошибка». Это ученическая подача темы вирусологии, тщательно откалиброванная, призванная послужить дипломатическим целям, равно как и целям выборной кампании.
В то же время высшие чины администрации отвергают теорию, что Китая создал вирус Covid-19. В четверг министр обороны Марк Эспер сказал в телеинтервью, что «большинство сейчас придерживается мнения, что он естественного происхождения, он органический». В пятницу пресс-секретарь Трампа по медицинским вопросам Энтони Фичи сказал на брифинге для прессы: «Группа высококвалифицированных вирусологов рассмотрела последовательность на крысах, как всё развивалось. Мутации, которые приводят в той ситуации, что существует теперь, полностью соответствуют переходу от животного к человеку». Фочи явно ссылался на исследование уважаемой Калифорнийской лаборатории Scripps Research.
Это заводит ситуацию в тупик. Помимо нескольких несогласных, вроде французского лауреата Нобелевской премии Люка Монтанье, среди вирусологов существует консенсус, что коронавирус имеет естественное происхождение. Идея умышленного китайского происхождения не найдёт поддержки у научного консенсуса, но будет раскручиваться в утечках якобы «сообщений разведки» из анонимных источников.
В то же время Трамп вполне может вести кампанию на дипломатических и торговых успехах с Китаем, равно как и с Россией, с которой, как сказал президент по вопросу стабилизации нефтяного рынка «у нас очень хорошие взаимоотношения». Он добавил на субботнем брифинге, «Китай очень хорошо действует на границе (с Северной Кореей). На самом деле прямо сейчас граница между Китаем и Северной Кореей закрыта наглухо. Наши отношения с Китаем были хорошими до тех пор, пока они этого не сделали… смотрите, мы только что заключили торговую сделку, по которой Китай должен будет покупать у нас наших товаров на $250 миллиардов в год. 50 миллиардов — у фермеров, от 40 до 50 у фермеров».
Конёк президента — выглядеть крутым, но не быть таковым. Многочисленные американские комментаторы предложили способы заставить Китай заплатить за эпидемию, но ни один из них не взывает к Белому Дому, чья основная забота — заново запустить экономику США.
Профессор юриспруденции Калифорнийского университета Джон У и сотрудник Американского института предпринимательства Ивана Стрэднер на прошлой неделе предложили захватить активы китайских государственных компаний. В рамках инициативы «Пояса и Пути» Пекин, по сообщения, выдал займы развивающимся странам в Африке, Восточной Европе и Латинской Америке, а затем захватил их стратегические порты и сооружения как только наступило время выплат. США могли бы развернуть эту стратегию обратно, поддержав экспроприацию этих активов в судебном порядке и отмену этих долгов в качестве компенсации за потери от коронавируса». А прокурор Гуннар Гундерсон предложил на известном консервативном веб-сайте отвергнуть долг Казначейства на $1.1 триллион Китаю.
Подобные меры представляют собой акт войны (см. страницу 285 руководства по правилам войны министерства обороны). Если бы США сделали такое, на мировых рынках доверие к ним рухнуло бы, и это в тот момент, когда дефицит Казначейства США достигает 20% ВВП. Иностранцам принадлежит $9 триллионов долга Казначейства США, и результатом стал бы глобальный финансовый крах беспрецедентных масштабов.
Администрация Трампа могла бы — но, возможно, не будет это делать — предпринять дополнительные меры, чтобы препятствовать телекоммуникационному гиганту Китая «Хуайвей». Давно ходят слухи о новых мерах, призванных запретить иностранным производителям продавать «Хуайвей» компьютерные чипы, если те используют американское оборудование для их производства. Это повлияло бы на тайваньскую корпорацию по изучению и производству полупроводников TSMC, крупнейшую в мире и самую передовуюкомпанию по производству чипов, продающую 13% своей продукции фирме «Хуайвей».
Консультационный отчет полупроводниковой промышленности, вышедший в середине апреля, предупреждает: «Если США заблокируют TSMC, «Самсунг» и других, лишив доступа к наиболее передовым процессам производства пластин 5нм для «Хуайвей» и других перечисленных компаний в Китае, то последует крупный ответ от Китая, в который может входить блокировка продаж отдельным полупроводниковым компаниям США и остановку сборочных производств в Китае для таких компаний США, как Apple, Dell и других».
«Интел», Qualcomm и Nvidia продают большую часть своей продукции в Китай. Протесты технологической промышленности ранее блокировали это предложение. Президент Трамп 18 февраля написал в твите: «Я видел, что циркулировали некоторые положения, в том числе рассматривавшиеся Конгрессом, и они глупы. Я хочу ОБЛЕГЧИТЬ бизнес с США, а не затруднить. Каждый в моей администрации так и проинструктирован, без исключений...». Конечно, Трамп может пересмотреть план в качестве отмщения за поведение Китая во время эпидемии, но посреди рецессии лучше воздержаться.
Поощряя американские компании перенести цепочки поставок из Китая — более взвешенный ответ, и почти наверняка получит поддержку администрации Трампа — тому, есть хорошая причина. США зависят от Китая в поставках большей части антибиотиков, равно как и защитных средств, и основные соображения национальной безопасности требуют производства у себя важных товаров подобного рода. Есть серьёзный повод по соображениям национальной безопасности вернуть производство чипов в страну, как я уже писал в анализе 14 апреля, но маловероятно, что Америка сможет перенести цепочки поставок из Китая достаточно быстро, чтобы нанести значимый ущерб экономике Китая.
Короче говоря, у Трампа есть не так много хороших вариантов заставить Китая платить, даже если бы он был твёрдо на это настроен. Подтверждая добрую волю Китая, одновременно сохраняя обсуждение более жёсткого гипотетического ответа, президент США нашёл золотую середину.