После пандемии КНР станет мировым экономическим лидером
На прошлой неделе Государственное статистическое управление КНР опубликовало данные о состоянии китайской экономики в I квартале 2020 г. Выяснилось, что пандемия нового типа коронавируса вызвала неизбежное сокращение ВВП Китая на рекордные 6,8% по сравнению с прошлогодними показателями, — до 20,6 трлн. юаней ($ 2,9 трлн.).
Из опубликованных данных также следует, что первичный сектор китайской экономики (аграрно-промышленный) с января по март сократился на 3,2%, до 1,1 трлн юаней ($ 143,4 млрд.), вторичный сектор (обрабатывающая промышленность и строительство) — на 9,6%, до 7,3 трлн юаней ($ 1,03 трлн.), третичный сектор (сфера услуг), на который приходится почти 60% ВВП, — на 5,2%, до 12,2 трлн юаней ($ 1,7 трлн.).
На первый взгляд, может показаться, что последствия вспышки COVID-19 для КНР оказались однозначно плачевными. Действительно, такого падения ВПП Китай не видел очень давно, и недооценивать влияние пандемии на китайскую экономику нельзя, особенно в условиях приближающейся мировой рецессии. Однако, если сравнить февральские и мартовские показатели, можно увидеть положительную динамику восстановления китайской экономики. Как скоро Китай преодолеет последствия эпидемии и стоит ли ждать аналогичного сценария в России?
Темпы восстановления
Экономика Китая начала постепенно восстанавливаться после длительного карантина еще в прошлом месяце. Первыми возобновили работу крупные заводы и предприятия. Тут же отметим, что доля промышленного производства занимает 40% в ВВП Китая. Именно промышленность продемонстрировала самые оптимистические показали восстановления. Если в феврале добавленная стоимость крупных отраслей китайской промышленности упала на 13,5%, то в марте она сократилась всего на 1,1%. Так, как после открытия Уханя практически все заводы страны вернулись к работе, стоит ожидать, что уже по итогам апреля китайская промышленность покажет значительный рост.
Порадовали аналитиков и объемы китайского экспорта в период эпидемии. За несколько дней до публикации отчета за I квартал 2020 г. агентство Reuters прогнозировало, что в марте экспорт Китая упадет на 14%. Но оказалось, что фактическое снижение китайского экспорта составило 6,6%. А данные об экспорте Поднебесной в страны Азии и АСЕАН оказались еще более неожиданными: он и вовсе не сократился.
Незначительно упал аграрный сектор — всего на 2,8%. Такая устойчивость сельского хозяйства Китая объясняется государственной поддержкой. Еще в марте правительство КНР предоставило крестьянским кооперативам большие льготы, чтобы не пропустить пахотный сезон и обеспечить реализацию сельхозпродукции бедных районов. Например, Банк сельскохозяйственного развития Китая выдал 17,5 млрд. юаней ($ 2,4 млрд.) на поддержку весенней вспашки и 5 млрд. юаней ($ 704 млн.) на сельскохозяйственные ресурсы: семена, удобрения, сельхозтехнику и пр.
План правительства
В день публикации отчета Политбюро ЦК КПК провело заседание, в ходе которого был принят план по восстановлению китайской экономики. В первую очередь правительство КНР расширит меры монетарного стимулирования, продолжит постепенное снижение процентных ставок и уменьшит налоговую нагрузку на население и бизнес.
Кроме того, фискальное стимулирование китайской экономики также будет существенно расширено. Правительство рекомендовало региональным властям расширить выпуск целевых облигаций для финансирования инфраструктурных проектов. Всего в этом году Китай планирует инвестировать 6,5% ВВП в стимулирование экономики — большая часть средств пойдет на модернизацию инфраструктуры, развитие новых технологий и поддержку системы здравоохранения.
Долго ждать реализации намеченных планов не пришлось. Так, уже на прошлой неделе власти провинции Чжэцзян сообщили о начале строительства скоростной железной дороги Шанхай-Ханчжоу-Нинбо, которая входит в список крупных инфраструктурных проектов страны.
Для поддержания экономики Китай продолжит инвестировать и в новые технологии, в особенности это касается сетей 5G. До 2025 г. более 90% всех трат китайских операторов связи пойдет на развитие 5G-инфраструктуры. Вообще борьба с эпидемией стимулировала развитие цифровой экономики Китая, особенно в сфере плане интернета вещей и больших данных. Меры по предотвращению и контролю транспортного передвижения между городами открыли новые возможности для компаний электронной коммерции и экспресс-логистики. Эксперты прогнозируют, что такими темпами в скором будущем Китай станет цифровым центром, соединяющим мировые поставки товаров.
Занимательные прогнозы
Меры правительства КНР по восстановлению национальной экономики наверняка будут еще не раз корректироваться, исходя из общей эпидемиологической ситуации. Но уже сейчас очевидны далекоидущие планы Китая, который вовсе не собирается забывать о своей лидирующей позиции в вопросах экономики, науки и техники. Подтверждают это и прогнозы, которые дают международные аналитики.
Так, Международный валютный фонд (МВФ) ожидает, что в 2020 г. мировая экономика сократится на 3%. В то же время, по оценке фонда, ВВП Китая по итогам этого года вырастет на 1,2%. А в 2021 г. китайская экономика, как следует из прогноза МВФ, и вовсе вырастет на 9,2%, что станет лучшим показателем в мире.
Даже Государственное статистическое управление дает более скромную оценку: по его прогнозам, в течение последующих двух лет китайская экономика будет ежегодной расти в среднем на 5%. В любом случае большинство китайских и западных аналитиков сходятся во мнении, что показатели китайской экономики в ближайшие годы будут в разы лучше, чем у американской и европейской экономик. Сегодня более 60% мирового экономического роста приходится на Азию — 30% из них принадлежит Китаю. Ожидается, что к 2021 — 2022 гг. доля Китая в мировой экономике только увеличится.
Какое место в меняющемся мире займет Россия? По оценке МВФ, в этом году российская экономика упадет на 5,5%, а в 2021 г. вырастет на 3,5%. Ожидать при таких темпах реализации национальных проектов, которые, если кто-то забыл, уже несколько раз так и не были до конца реализованы (например, в 2008 г. из-за начала кризиса), не стоит. А учитывая падение цен на нефть, которое очень выгодно для китайской экономики и губительно для российской, ждать каких-то качественных изменений не стоит.