Самым дорогим самолётом в мире за всю историю официально считается американский бомбардировщик Б-2 Спирит, выполненный по технологии стелс. Данная машина представляет собой вершину технологической мысли западного авиастроения, но вот беда – против нашей страны она бесполезна и сейчас мы расскажем почему.
Но начнём с истории. Б-2 начали разрабатывать ещё в конце 70-х годов, когда советская ПВО начала обгонять американские возможности её прорыва. Думаю, не секрет, что Советский Союз, а сейчас и Россия, имеют самую мощную и развитую в мире противовоздушную и противоракетную оборону. Прекрасно понимают это и американцы. Так вот, возможности прорыва этой самой ПВО с помощью высотных скоростных бомбардировщиков уже не было – советские ЗРК и появившиеся в то время МиГ-25 прекрасно решали эту проблему. Американцы искали выход и, по их мнению, нашли. Идея заключалась в низковысотном прорыве противовоздушной обороны - в зоне, где их самолёты практически невозможно обнаружить. Но имеющийся тогда Б-52 и другие бомбардировщики никак не подходили под эти задачи. Решили создавать новый самолёт, да ещё и по технологии Стелс – чтобы наверняка проскользнуть сквозь наши РЛС.
Создавали машину около десятка лет. Первый публичный полёт новейшего бомбардировщика состоялся в 1989 году. Представляю, как тогда публика отреагировала на подобный внешний вид, схожий с НЛО. Но уже через год произошло событие, с первого взгляда не связанное с Б-2 – объединение Германии. Так вот, известно, что у ГДР стояли на вооружении советские МиГи-29, которые, конечно же, достались американцам. Ну а почему бы не проверить их в реальных условиях? Понять возможности противника, так сказать. Пилотирование машины доверили американскому лётчику-испытателю Ларри Нильсену, задачей которого было проверить, как наши РЛС видят их американскую технику. И знаете что? Далеко не самая мощная на то время РЛС 29-го Мига отлично справилась с поставленной задачей. Она не просто обнаружила Б-2, но сделала это на фоне у самой земли, где и должен был прорывать нашу оборону американский бомбер.
Тогда американцам стало ясно, что этот проект является не просто неудачным, а чуть ли не преступным. Стоимость одной единицы больше двух миллиардов долларов! Это не считая затрат на разработку и так далее. И примерно с того времени программа Б-2 пошла в крутое пике – изначально хотели заказать более 150 единиц, на замену всех имеющихся бомбардировщиков, но ограничились всего 21 единицей. Да и позже машину пришлось модернизировать, и работы, проведённые над Спиритом, косвенно подтверждают то, что Пентагон более не рассчитывает на скрытность бомбардировщика. В ходе модернизации на него установили новую мощную РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Светится она – будь здоров. Ну то есть когда Б-2 включит её, все находящиеся в зоне действия системы ПВО будут об этом знать. Дальность её работы до 240 километров на максимальной высоте полёта, что как бы намекает на то, что с С-400 бомбардировщик сталкивать не будут точно.
Но стоит отдать должное Б-2. Если не брать в расчёт тот факт, что наши РЛС её видят прекрасно, то в целом бомбардировщик получился довольно-таки воюющий. Его активно применяли в бомбардировках Югославии, где он в основном применял корректируемые авиабомбы. Затем машина отметилась в Ираке и Афганистане. Ну и последним боевым применением можно считать операцию в Ливии (был ли он в Сирии доподлинно неизвестно). Конечно у всех этих стран не было никакой возможности противостоять лучшему американскому бомбардировщику, за исключением Югославии. Но в эту страну он прилетел тогда, когда вся ПВО уже была разбита «Томагавками» и тактической авиацией НАТО. С более сильным противником данный манёвр точно не прокатит.
Однако стоит отметить тот факт, что на данный момент Россия и Китай тоже разрабатывают свои аналогичные машины. Но и у нас, и у китайцев планируется совершенно иное применение данной концепции, о чём мы расскажем позже.
Источник
Рейтинг публикации:
|