Вступление Польши в Евросоюз привело к значительному падению экономики республики, поэтому этот шаг Варшавы был большой ошибкой, считает один из лидеров польской партии "Конфедерация" Януш Корвин-Миккэ.
Польша своей антироссийской политикой "проиграла России" – многие годы Варшава предпринимала действия против Москвы, и теперь президент РФ Владимир Путин "потерял к полякам всякую терпимость", заявил в интервью Baltnews один из лидеров польской партии "Конфедерация" Януш Корвин-Миккэ.
– Г-н Корвин-Миккэ, сколько украинцев приехало в Польшу с момента введения безвизового режима в 2017 году?
– Много, но их не более трех миллионов в Польше на данный момент.
– Является ли это проблемой для Польши?
– Нет, никакой проблемы в этом нет. Часть населения всегда выступает против этого и говорит так. Но что делать, украинцы приезжают работать. Все хорошо.
Культуры Польши и Украины очень близки. Мы понимаем друг друга, поэтому тут я проблем никаких не вижу. Конечно, случаются моменты, где какие-то напряжения есть, но это нормально.
– Способствует ли напряжению между украинцами и поляками политика киевских властей?
– Есть журналисты, которые делают из этого большую проблему. Есть и политики, которые хотят создавать еще большее напряжение на почве истории. Но я не вижу здесь большой проблемы. Это важная тема, но политики могут делать из всего более глобальную проблему.
Я очень боялся украинского государства, когда им управлял господин [Петр] Порошенко.
Теперь есть эксперимент Владимира Зеленского, и нам надо ждать, что будет дальше. Может быть, будет очень хорошо, а может, и нет.
Может, форма Зеленского погибнет, и это будет очень большая проблема. Надо помогать украинцам, чтобы они проводили свои реформы. Сейчас трудно сказать, как все будет – это очень деликатный момент. Декларации политиков – это одна вещь, а реальность – это совсем другое. Проблемы украинцев и украинское государство – это совсем разные вещи.
– А от чего сегодня зависят отношения Украины и Польши?
– Я боюсь, что отношения между Польшей и Украиной определяются из США. Они хотят направлять польскую политику и украинскую тоже. К сожалению, влияние американцев и в Польше, и на Украине немного завышено, на мой взгляд.
– Есть ли Украине место в НАТО и ЕС?
– Я не знаю, насколько Украина нужна самому НАТО, но, если бы я был русским, я бы боялся вступления Украины в НАТО и в ЕС. Конечно, НАТО – это теперь другой блок, но он приближается к границам России. Членство Украины было бы очень опасным для РФ.
Но и надо помнить, что Польша обещала, что если она войдет в НАТО, то на ее территории не будет постоянных военных баз альянса. Однако сегодня они уже практически есть. Так что можно опасаться и того, что то же самое будет в случае и с Украиной.
– Насколько Польше комфортно в НАТО и ЕС?
– Последние пять лет американцы хотели сделать военный блок НАТО более агрессивным. К счастью, Королевство Дании заблокировало это предложение, потому что превращения Североатлантического альянса в наступательный блок действительно стоило бояться.
Что касается ЕС. Евросоюз – это умирающее государство. Не нужно было Польше вступать в Евросоюз. Я это говорил с самого начала, но никто мне не верил. Теперь мне говорят, что я был прав.
Экономика Польши развивалась высокими темпами – рост составлял примерно 7%–8% ежегодно. Когда мы начали принимать на себя условия Евросоюза, вступили в Евросоюз и так далее, то темпы роста экономики снижались до 1%–3% в год. Это влияние ЕС, потому что это социалистическое государство, а социализм – это очень плохая система.
– Считаете ли вы внешнюю политику Польши независимой?
– К сожалению, я не могу понять, почему Польша имеет плохие связи с Белоруссией. Почему господин [Майк] Помпео может приехать в Минск, а наши политики не могут. Не вся политика, конечно, но частично политика Польши определяется из Вашингтона.
Конечно, есть у нас какая-то автономия, но нам надо понять, что польское государство видит себя зависимым от США.
Самое важное, что управляется партия "Закон и справедливость" (имеется в виду "Порядок и справедливость", ПиС – прим Baltnews). Она ненавидит русских, и она это делает потому, что в Польше очень популярная позиция, что русские – это очень плохие люди. С этого политики имеют поддержку электората, их любят за это.
Но я думаю, что господин [глава ПиС Ярослав] Качиньский реально является антироссийским политиком и даже потакает антироссийскому курсу США. Это такая синергия здесь получается – США очень сильное государство, которое хочет быть в Польше, а в Польше есть антироссийские настроения.
Они же тоже верят в то, что Россия – это враг. Но я реалист. Нет постоянных врагов или постоянных друзей. Ситуация меняется из года в год. Но политики же этого не понимают – у них идея фикс, что надо всегда быть против России.
– Ставит ли такое отношение Польши к России в еще большую зависимость от США, и позволит ли Вашингтон когда-нибудь начать вести диалог с Москвой?
– Да, конечно, если у нас есть доктрина, которая запрещает нам говорить с Россией, то мы обязаны говорить только с Евросоюзом и с Америкой.
Конечно, США не позволят вести диалог. Только если Америка изменит курс, что вполне возможно после выборов президента в США, когда господин [президент США Дональд] Трамп не будет бояться повторных выборов и пойдет на сближение с Россией. Например, против Китая. Возможно все в сегодняшней политике. Сейчас Трамп боится повторных выборов, он не может делать шагов по сближению с Россией. Но после выборов он будет более самоуверенный.
– Выиграла ли Польша от такой политики?
– Если вы хотите иметь какую-то свободу в разговоре с американцами, а они этого не дают, то я предлагаю пойти на более свободный разговор с русскими. Но политики этого не понимают. Глупые люди. Руководство Польши ведет себя очень неправильно в отношении России. Политикам надо быть реалистами.
Теперь мы уже проиграли России и [президенту РФ] Владимиру Путину, который в течение долгих лет не делал антипольских шагов, хотя Польша была очень агрессивна. Теперь же польские политики выкинули российских спортсменов с Олимпиады, и господин Путин потерял к нам всякую терпимость.
Анастасия Савинова
Фото: РИА Новости