Украина сегодня слушает и читает весьма смелые предложения по борьбе с пандемией и экономическим кризисом — но чаще всего они исходят от министра внутренних дел. О неожиданном взлёте Авакова с помощью сегодняшних бедствий — в материале ПИКiNFORM.
Неготовность Украины к коронавирусной пандемии является одновременно организационной и экономической. У страны элементарно нет денег пережить карантин даже на его нынешних сроках, которые могут быть пересмотрены только в сторону пролонгации. Трещит по швам не только госбюджет — у бизнеса и обывателей нет той самой денежной «подушки безопасности», позволяющей сидеть по домам и с остановленными производством, непродовольственной торговлей, сферой услуг.
Большинство украинцев из-за экономических последствий госпереворота 2014 года растратили или не делали личные накопления — и теперь карантинное отсутствие работы для них «роскошь», а без государственной помощи (которой уже точно не будет) предприниматели протянут едва ли дольше своих клиентов. На родственников-заробитчан тоже надежды никакой: они многотысячным потоком вернулись домой, Евросоюз буквально закрыт.
На фоне этой донельзя тревожной для Украины ситуации, страна с удивлением встретила новую «организацию и направляющую силу», которой оказался не президент Владимир Зеленский, и не глава правительства Денис Шмыгаль, а министр внутренних дел Арсен Аваков, «непотопляемый» уже более шести лет с момента госпереворота. Подобно рыцарю в сияющих антикризисных доспехах, он опубликовал на своей странице в Facebook подробный план по выходу из положения. Что же предложил глава МВД?
Среди аваковских инициатив — льготы по ряду коммунальных платежей, соцвыплаты для вынужденных «карантинных» безработных, приостановка начисления процентных ставок по займам для физлиц, запрет увольнений и неоплачиваемых отпусков в госструктурах и на госпредприятиях. За чей же счёт будет этот антикризисный банкет? Аваков признаёт, что денег в стране нет, поэтому он предлагает весьма смелые шаги, среди которых — фактическое признание дефолта и отказ платить по долгам перед МВФ.
Большинство политических обозревателей сходится во мнении: эти «идеи» являются лишь попыткой набрать политические очки, и выступить перед согражданами эдаким «общенациональным лидером в трудные дни», фонтанирующим инициативами на фоне нерешительности Зеленского и его команды. Никаких механизмов реализации всех этих предложений нет и быть не может — и следует в первую очередь подчеркнуть, что министр внутренних дел влез не в свою «епархию», не имея никаких полномочий на подобные заявления.
Скидки до 70 процентов на тарифы в период карантина? МВФ не позволит, так как нынешние счета за коммуналку являются гарантией возврата ранее набранных Украиной долгов. Заявление об отказе от выплат по внешним долгам также является ничем не обоснованным популизмом: это возможно не при нынешней экономической модели, выбранной новыми властями ещё в 2014-м году.
В своём аналитическом материале украинское издание «Страна.ua» предполагает, что Аваков вовсе не оттесняет в информационном поле Зеленского и Шмыгаля, позиционируя себя более выгодно на их фоне, а в сговоре с первыми лицами играет перед МВФ роль «плохого полицейского». Пока президент настаивает в переговорах с кредиторами на увеличении суммы кредита и осторожно поднимает тему безвозвратной помощи от того же МВФ, «злой Аваков», очевидно выражающий интерес определённых бизнес-кругов, будет публично предлагать порвать с Фондом и объявить дефолт. И Зеленский предстаёт в роли «меньшего зла».
Однако на Украине редко можно наблюдать «многоходовки» и какие-то чрезмерно закрученные интриги: последние годы мы наблюдали довольно примитивные политические процессы, с мордобоем в парламенте и использованием «ручных» активистов на улице. Поэтому вторая версия является более простой: Аваков пытается выловить рыбку покрупнее в мутной карантинной воде.
Но в таком случае ему придётся прорываться не только через противодействие Зеленского и других представителей центральной власти, но и сквозь тотальное недоверие украинцев к своей фигуре, запятнанной многочисленными скандалами. Министр, использующий парамилитарные формирования для сведения счетов и укрепления личной власти, и позволяющий собственному сыну наживаться на поставках в своё ведомство — явно не тянет на «спасителя страны». Даже по украинским невзыскательным меркам.