Мой преподаватель политологии говаривал так: «Знаете, чем занимаются все политологи мира? Они сегодня объясняют, что будет завтра, а послезавтра они объяснят, почему предсказанное вчера не сбылось. И всё обязательно с умным видом и железобетонным фактами».
Я постоянно вспоминал эти слова, когда на Украине завертелась кровавая майданная каша 2014 года. События тех дней развивались по логике, неподвластной обывателю, да и не обывателю тоже. Та же история с отплытием Крыма стала большим сюрпризом для «наших американских партнёров», включая товарищей из ЦРУ. Что говорить о прочих знатоках мировых политических трендов на местах. Политологи, блогеры, всяко-разные эксперты и прочие аналитики ошибались на каждом шагу, когда пытались объяснить, что происходит сейчас и что произойдёт завтра. Правы были лишь те, кто смотрел вдаль, утверждая, что Украину в будущем ничего хорошего не ждёт, но те, кто пытался предсказать что-то в краткосрочном периоде, не могли ничего. События тех лет не поддавались никакой логике. Политические события ― логике политики, экономические ― логике экономики, а военные ― логике войны. С тех пор кое-что устаканилось, остыло, приобрело более или менее чёткие очертания. Многим тем не менее до сих пор немножко стыдно за свою наивность и собственные предсказания тех неспокойных лет вне зависимости от их направленности.
Сейчас качество прогнозов немного повысилось. Однако кое-какие вопросы продолжают терзать души и умы миллионов людей. По этим вопросам всё ещё нет устоявшегося общего мнения, и насчёт них в известных кругах «пикейных жилетов» всё ещё идут горячие споры. И одной из главных тем для обсуждения является вот что: смогут ли сильные мира сего впихнуть назад на Украину мятежные Республики Донбасса?
Быть или не быть?
Прежде чем начать излагать простые факты и личное мнение, пожалуй, стоит привести фрагмент из интервью В. Ю. Суркова, посвящённого его недавней отставке. Когда ему задали вопрос на предмет перспективы возвращения Донбасса в состав Украины, он ответил вот как:
«У меня недостаточно сильное воображение, чтобы такое вообразить. Донбасс не заслуживает такого унижения. Украина не заслуживает такой чести».
И тут как раз тот случай, когда с Владиславом Юрьевичем нельзя не согласиться. Пасту в тюбик назад не затолкать, как нельзя впихнуть невпихуемое либо то, что впихиваться не хочет.
Помните выражение из детства «загнали домой»? По-другому и не скажешь. Вот и в отношении возвращения ЛДНР на Украину также используется похожий термин ― «впихнуть». И здесь и там подразумевается некое насильственное действие. И подразумевается неспроста. Украина ― это не княжество Монако с тёплым морем, великолепной инфраструктурой и дорогими магазинами. Хотя насчёт последнего можно поспорить: жизнь в незалэжной постоянно дорожает и, говоря словами классика, «на сегодняшний день не только лишь все могут оплатить ту же коммуналку. Мало кто может это сделать».
Чтобы не бродить вокруг да около и не размазывать известную субстанцию по столу, чтобы всё не стало похоже на скучную и обтекаемую лекцию о международном положении, скажу прямо: возврат ЛДНР на Украину возможен только за счёт гипотетического глобального предательства со стороны элит как ЛДНР, так и РФ. Никакими иными путями, включая военный, вернуть эти территории, и особенно людей, невозможно. И те, кто страстно не желает, чтобы Республики впихнули назад, необоснованно сравнивая их с чемоданами без ручек, боятся именно предательства.
Говоря прямо, люди опасаются смены курса на украинском направлении вследствие смены руководства: «Вот уйдёт Путин, придёт после него либерал и отдадут Украине всё. Сначала Донбасс, а потом и Крым».
Нужно сказать, что это незамысловатое пророчество очень активно используют и в среде свидомых евроукров. Но там вообще, в принципе, мышление настоящим временем невозможно: только прошлым и будущим. В прошлом «украинцы были великие», и в будущем «украинцы будут великими». Все перемоги укропанства были либо в далёком прошлом, либо будут в будущем. У них даже в гимне поётся о том, что когда-нибудь в будущем все украинские враги будут побеждены и громадяне, наконец-то запануют. На текущий момент, правда, с этими самыми перемогами у них не заладилось. Поэтому могущественной украинской нации вместе с не менее могущественной армией и экономикой ничего иного не остаётся, кроме как ждать, когда у соседа кто-то умрёт, чтобы можно было что-нибудь свистнуть под шумок. Иными словами, в известном вопросе «тварь я дрожащая или право имею?» украинцы выбрали свой вариант, не задумываясь. Тем не менее того, что ЛДНР «впихнут», многие продолжают бояться.
Украина придёт, порядок наведёт?
Лично мне неоднократно доводилось слышать опасения по поводу того, что Украина вот-вот начнёт войну за Крым и чего-то там захватит. Выказывали подобные мысли всегда женщины, которые нечаянно узнавали какую-то новость о небывалом скоплении украинской техники близ Перекопа. В ответ их приходилось утешать, объясняя, что у евроукров недостаточно круглое отверстие в известной части организма, чтобы что-то захватить в Крыму.
Аналогичную психологическую профилактику постоянно проводит руководство Донецкой и Луганской народных республик. Российские триколоры, постоянно используемые на всевозможных праздниках и в социальных рекламах, заявления о том, что «мы с Россией», с высоких начальственных трибун, рубли, российские учебники, социальные выплаты из РФ, а теперь и паспорта ― всё это действует недостаточно успокаивающе на некоторых сомневающихся граждан, которые продолжают талдычить о том, что кто-то кого-то впихнёт или разменяет, что в Кремль приедут хитрые евреи, которые всех подкупят и обманут, и всё в таком духе.
Возможно ли подобное? Возможно, но если нечто такое и начнёт происходить, то только тогда, когда и Россия начнёт рассыпаться на удельные уезды и феодальные наделы. Именно об этом, во всяком случае, мечтают национально-озабоченные украинцы, не замечая того, как на их любимой Украине как раз и происходит нечто подобное. О ползучем поглощении того же Закарпатья, наверное, слышали уже все. И этими областями дело не закончится. А что до территориальной целостности России, то она крепка, как никогда ранее.
Жребий брошен
Чтобы впихнуть ЛДНР на Украину нужно соблюсти два условия: этого должны хотеть сами граждане Республик и этого должны захотеть в Кремле.
Начнём с последнего.
Существует такая конспиративная теория о кремлёвской «многобашенности». Что якобы там, как бульдоги под ковром, сражаются бояре, нашёптывая царю какие-то свои думки, а мечущийся и неуверенный царь в желании подыграть то одному крылу, то другому, дескать, принимает то одно, то иное решение, причём эти самые решения иногда противоречат друг другу. Одна из этих башен, в соответствии с теорией, оккупирована либералами, которые есть не могут, так хотят пожить в уютном Московском княжестве с границами по МКАДу или даже по Садовому кольцу. К счастью, как показывает практика, электоральная мощь так называемых либералов находится на уровне статистической погрешности, не переваливая за 2% даже в Москве, а в регионах и вовсе является ничтожной. Времена, когда эти ребята из числа как бы правозащитников могли, например, остановить какую-нибудь военную операцию против террористических бандформирований, как было во времена Чеченских войн, к счастью, канули в прошлое. Менять Крым с Донбассом на хамон и пармезан, как им бы того ни хотелось, никто не собирается. Чем дальше, тем больше либералы вживаются в роль придворных клоунов, всё меньше и меньше влияя на политику страны.
Возможно ли, что после Путина кто-то начнёт включать заднюю, каяться и выплачивать репарации? На мой взгляд, такая вероятность крайне мала. Всё потому, что, говоря простым языком, вышедшей из-под контроля коллективного проамериканского Запада российской элите так понравилась самостоятельная жизнь, что опять возвращаться в вашингтонское стойло она не хочет. Вкус свободы оказался слишком сладок. Более того, может, кто-то и хочет, но понимает, что нельзя: за океаном помнят все российские «грешки» и тщательно записывают каждый эпизод непослушания, за который планируется серьёзное наказание: для кого деньгами, для кого свободой, а для кого и первым и вторым и, может быть, даже третьим. Но ничего не попишешь: такова особенность вольной вольницы: она должна быть или абсолютной, или не быть вообще. Быть вольным наполовину нельзя, как нельзя быть немножко беременной. Кто не верит, тот пусть посмотрит на наших миллиардеров, которые спешно выводили свои деньги с тропических офшоров и возвращали их назад в Россию. А те, кто недооценил ситуацию, уже наказаны. И наша элита прекрасно понимает, что назад возврата нет. Поэтому никакие санкции и никакие смены президентов ни на что не повлияют. Мосты сожжены, Рубикон перейдён, а жребий брошен.
Невозвратные
Теперь по поводу желания вернуться назад у самих граждан Республик.
11 мая 2014 года в том бюллетене, который раздавали на избирательных участках Донецка, имелся предельно простой вопрос: поддерживаете ли вы акт государственной самостоятельности Донецкой народной республики? Огромные толпы граждан, упорно ждавших своей очереди у избирательных пунктов, словно там раздавали мешки с деньгами, отвечали преимущественно утвердительно. В целом картина была аналогичной крымскому референдуму: более 80% жителей тех мятежных регионов уверенно пожелали отказаться от Украины и обрести либо самостоятельность, либо ― именно об этом и думали тогда ― присоединиться к Российской Федерации.
А потом была война, в которой Украина показала, что для Донбасса она является даже не злой мачехой, а просто чужой сумасшедшей и кровожадной тёткой, только и способной, что делать работающее неработающим и живое неживым. Что сделали украинские власти для того, чтобы вернуть отколовшиеся регионы Донбасса обратно? Они вели артиллерийский огонь по жилому сектору, украинские самолёты пускали ракеты по гражданским, украинские снайперы развлекались, убивая мирных людей, а вся украинская армия окунулась в повальное мародёрство. «Освободители» отправляли домой всё, что им удалось добыть, начиная с пчелиных ульев и отодранного от пола линолеума и заканчивая автомобилями и крупным рогатым скотом.
Однажды даже национально-свидомые возмутились инцидентом, когда какой-то атошный командир пытался отправить Новой почтой (местная транспортная компания) кованые узорные ворота, снятые со входа в какое-то зажиточное имение, также попавшее под «освобождение». И если кому-то кажется, что это осталось незамеченным или что это каким-то образом укрепило дружбу между согражданами, то это не так. Когда ты видишь, что те, кто пришли, пришли только грабить и убивать, с любовью к этим самым пришедшим как-то не очень налаживается.
Но некоторые верили и хотели любви. Чего только стоили те шокирующие истории о беженцах, которые повелись на украинскую пропаганду и поехали куда-то под Киев в надежде на какие-то материальные преференции. Внезапно оказалось, что их там не только не ждут, но и ненавидят настолько, что даже не прочь убить. Если добавить к этому интервью пленных бойцов карательных украинских формирований, которые рассказывали журналистам, что всерьёз рассчитывали поселиться в захваченных «сепарских» домах, заимев попутно несколько рабов из числа местных, то в целом картина вырисовывалась следующая: те, кто голосовал на том референдуме за независимость, только утвердились в своём решении. Кровь, она, знаете ли, не только роднит, но и разделяет. В зависимости от контекста. Если её пролить, то поссориться можно очень серьёзно. Как я уже рассказывал ранее, в Донецке ещё в старые советские времена термин «бандеровец» был страшнее любого самого грязного матерного оскорбления. Как выяснилось, это было не зря, и многие из тех, кто сомневался и кто хотел дружить со всеми, увидев воочию, что ждёт Донбасс при возвращении, всерьёз задумывались.
Поезд, который ушёл
Подводя некоторый итог, скажу вот что: и власти ЛДНР и власти РФ прекрасно понимают, что без народа их власть ― ничто. Поэтому, как бы ни хотелось кому-то эту самую народную власть принизить, объяснив, что, мол, вас, холопов, не спросят, сделав, как пожелают нужным, на самом деле очень даже спросят. По украинскому Геббельс-ТВ, во всяком случае до недавних пор, периодически проскальзывали тезисы о том, что, дескать, скоро вас, сепаратистов, бросят и вы приползёте к нам на коленях. У национально-сознательных евроукров существует мощная сексуальная фиксация по поводу унижения путём вставания на колени, от которой они способны испытывать самые бурные эмоции, но об этом в другой раз.
Так вот, те, кто это говорит, почему-то не спешат бежать возвращать «никому не нужные» Донецк и Луганск с окрестностями. Не спешат это делать и те, кто командует украинской армией. А знаете почему? Потому что в случае, если все 22 оставшиеся украинские области решат скопом навалиться на «брошенные» республики, то их разметает по оврагам Северный ветер, которому не всё равно и который, естественно, не делал бы ничего такого, если бы кто-то где-то не собирался избавиться от республик. Именно поэтому рассчитывать на возобновление горячей стадии боевых действий, какие были в том же 2015-м, не приходится, как и не приходится предполагать, что, когда всё утихнет, ЛДНР впихнут назад. Если какие-то сомнения и заблуждения у украинской власти и их хозяев на этот счёт тогда и были, то теперь они испарились. И в Киеве сейчас больше заботятся не о том, как вернуть территории, что уже невозможно, а о том, как бы не растерять оставшиеся.
Сергей Донецкий,
специально для alternatio.org Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|